А оно во многом зависело от валдайских обывателей, и они на протяжении десятилетий неукоснительно исполняли эти постановления. Старожилы Валдая знают о дореволюционных временах не только по рассказам своих родителей, но и по собственным воспоминаниям послевоенного времени: о том, насколько ответственно домовладельцы относились к чистоте и порядку возле своих домов.
А ведь ещё 150 лет назад «Обязательные постановления» регламентировали наблюдение за исправностью придорожных канав, уборку снега зимой, содержание порядка на улицах, мостовых, тротуарах, если фасад дома выходил на эти тротуары. Жители города обязались следить за порядком не только на своём участке, но и на пятисаженном (т.е. более 10 м) пространстве прилегающей улицы. Этим же документом регламентировалась особая забота горожан о «целости и чистоте» общественных сооружений, садов и парков, причалов (перевоз по озеру и извозный гужевой промысел с требованием безопасности перевозок как по валдайской воде, так и по улицам города тоже находился в ведении Городового Общественного Управления). Необходимо заметить, что основной задачей данного постановления было, в первую очередь, обеспечение удобства жизни, а главное, безопасности проживания горожан и гостей Валдая. Злободневная сегодня проблема сбора мусора тоже закреплена в «Обязательных постановлениях». Во избежание вреда здоровью и случаев пожаров домовладельцы обязывались содержать свои дворы и общественные заведения в постоянной чистоте, «а для временного помещения сора и нечистот иметь во дворах помойные ямы и отхожие места». Помойные места должны быть в виде заглублённого бревенчатого сруба с полом и крышкой (возможны варианты обкладки стен кирпичом или камнем), а для удобства чистки, периодичность которой строго чётко регламентируется, предлагалось устройство подъёмных ящиков. Причём очистка помойных ям и отхожих мест должна была производиться домовладельцами в ночное время, чтобы не беспокоить горожан неприглядностью этого процесса, а сам вывоз нечистот должен был осуществляться в плотно закупоренных бочках и ящиках. Для недопущения зловония от ретирадных мест (так красиво обозначались отхожие места, туалеты) и помойных ям в общественных местах и частных домовладениях предлагалась их дезинфекция посредством вливания раствора железного купороса или засыпки известью этих мест. Своз всех нечистот допускался только на отведённое Городским Общественным Управлением загородное место. Впрочем, не возбранялось их свозить на собственную загородную землю, принадлежащую владельцу, с обязательным запахиванием нечистот в тот же или следующий день. Никакого открытого мусора, как и открытого складирования стройматериалов, дров, сена и пр. не разрешалось. Всё это не просто визуально не красило город, но и служило источником инфекций, аварий, пожаров. В связи с заботой о безопасности города документ обязывал всех владельцев недвижимости «отправлять ночные караулы». Это обеспечивало силами горожан не только безопасность от пожаров, но и от всевозможных нарушений правопорядка. При этом город делился на 6 пожарных участков. В каждом из них каждую ночь должно быть не менее одного караульного. Список об очереди заблаговременно сообщался Городским Головою Полицейскому управлению и строго выверялся. Караульными сторожами могли быть только лица мужского пола, трезвого, безукоризненного поведения, не моложе 17 и не старше 60 лет. Караульные состояли в полном подчинении Полиции, получая от неё наставления и приказания. За нанесение оскорбления и неподчинение ночному караульному виновные наказывались также строго как за оскорбление нижнего полицейского чина. Летом караул начинался тотчас при заходе солнца и оканчивался в 5 часов утра, зимой он длился с 6 часов вечера до 7 часов утра. Пожарная безопасность города зависела и от устройства самих домовладений, поэтому документ строго регламентировал использование в домах разрешённых видов кровельных покрытий, говорил о чистоте дымовых труб и сохранности печей. Чистить трубы могли и сами домовладельцы, однако городское управление было заинтересовано в том, чтобы горожане приглашали профессиональных трубочистов, которые, собственно, не только чистили трубы, но и осматривали печи, ликвидируя выявленные изъяны. При этом они обязаны были докладывать Городскому управлению и Полиции об имеющихся у домовладельцев неисправностях, грозящих пожаром. Особое место в документе уделено мерам по охране чистоты валдайской воды, причём не только в нашем озере, но и в городских ручьях. А если ручей протекал по усадьбе обывателя, он брал на себя ответственность о его благоустройстве и прочистке. Параграф, посвящённый этой теме, так и называется: «О мерах предосторожности против порчи воды». Среди установок по содержанию валдайских водоёмов «во всегдашней чистоте» имеются и такие, как запрет не только на свалку нечистот (навоза, ядовитых, подверженных гниению и зловонию веществ), но и снега на льду Валдайского озера и его берегах. Содержателям кожевенных и красильных заведений строго запрещалась промывка кож и окрашиваемых материй в Валдайском озере и ручье Язынец. Особым объектом внимания была питьевая вода, в том числе колодезная, как часть пищевой безопасности горожан. Большое место в документе уделено торговле в городе съестными продуктами, в первую очередь, ответственности за торговлю скоропортящимися товарами: свежим мясом, рыбой и пр. При этом «Обязательные постановления» были настолько конкретны, что в них указывались тончайшие нюансы возможных нарушений. Так одна из статей заранее предупреждает о том, что добиваясь видимой свежести, строжайше запрещается «поправлять» испорченные товары, например «окислые вина посредством свинцового сахара, свинцовой дроби и пр. вредных веществ»… Интересно, что в местах приготовления на продажу кушаний, закусок, напитков, выпечки конкретные требования устанавливались не только для продукции, но и для используемой при этом посуды. Так не разрешалось употреблять для съестных продуктов медную нелуженую посуду или посуду со сбившейся полудой. При этом регламентируется оборудование торговых мест не только в стационарных лавках, магазинах, постоялых дворах, харчевнях, но и во время рыночной и ярмарочной торговли. Там же устанавливается распорядок работы базаров и ярмарок на Троицкой (Базарной) площади Валдая. Весьма злободневная статья документа звучит так: «О мерах предупреждения и прекращения заразительных, повальных и местных болезней, а равно и скотских падежей». Кроме того что для пресечения повальных эпидемических болезней обыватели города обязаны были соблюдать всевозможную чистоту и опрятность, они «не должны скучиваться в большом числе для житья в небольших помещениях», которые следует чаще проветривать «посредством отворения форточек, окон или дверей, а также протапливания печи, без закрытия трубы». Хозяева домов, постоялых дворов, трактиров при появлении первого случая «прилипчивых и повальных болезней» обязаны немедленно давать знать Городской управе и полицейскому начальству для принятия надлежащих мер. Вещи, одежду больного запрещается передавать родным или продавать без дезинфекции. Эпидемическая ситуация требовала обязательную изоляцию заболевших, прописывая режим их содержания, обработки или уничтожения белья, регламент похорон умерших от «заразительной болезни» в закрытых гробах, не дожидаясь принятых 3 дней прощания. При болезни скота необходимы были те же меры предосторожности. Упряжь с больных лошадей требовалось сжигать или обрабатывать щёлоком, солёной водой, проветрив, высушив и смазав дёгтем. Дёгтем следовало мазать и здоровую скотину, для того, чтобы на неё не садились мухи, подлетавшие к больному скоту. Во избежание распространения болезни не разрешалось подпускать к больным животным домашних кошек, собак, птицу, а также пастухов и скотников, покупателей сельхозпродукции и т.д. Трупы палого скота следовало немедленно отвозить за черту города на отведённое место под названием «Кобылка» и зарывать в землю на глубину не менее сажени. Запрещалось касаться больных людей и животных голыми руками, оставлять не уничтоженными продукты их жизнедеятельности и используемую посуду. Впрочем, была регламентирована деятельность специалистов и населения не только в момент бедствий и эпидемий, но и в дни праздников, когда торговые заведения могли быть открыты не ранее, как по окончании в Троицком соборе Божественной литургии или по наступлении 12 часов дня. Заботясь об охранении благочестия, содержатели трактирных и пр. заведений обязывались не допускать у себя музыки, пения, танцев, представлений и прочих публичных увеселений, дабы «не давать приюта непотребству». Народные гуляния и различного рода публичные увеселения допускались не иначе как с разрешения городского Управления полиции в отведённых Управлением местах. С сооружением в 1901 г. здания Валдайского вольного пожарного общества городские гуляния и увеселения переносятся туда и на территорию Летнего сада. Кстати, если говорить о летней поре, то документ постановляет запрет на купание в городской черте. И не только по причине беспокойства о благочестии и целомудренности населения, но и в связи с заботой о чистоте озёрной воды, которая использовалась для питья. По этой же причине не дозволялось купать лошадей и поить скот в городской черте Валдайского озера. Думаю, в канун юбилея Валдая документ, утверждающий общеполезные правила городской жизни, которых неукоснительно придерживались наши земляки на протяжении долгого времени, будет интересен и сегодня. Если вас интересуют подробности некоторых положений этого постановления, пишите vk.com/muzei_valdaya — ответим. Надежда Яковлева