Обычай наряжать ёлку очень давний: ему около двух тысяч лет. В древности магия дерева была очень велика. В гороскопе друидов (древних кельтских жрецов, поклонявшихся лесу) характер и судьба человека связаны с «его» деревом в зависимости от даты рождения. Наши предки верили, что в деревьях обитают ещё и духи растительности и плодородия, от которых якобы зависит урожай хлеба, фруктов и овощей. Могущественные духи были не только добрыми, но и злыми, и нужно было их умилостивить подарками. Ель была священным центром, символизировавшим жизнь и новое возрождение из темноты и мрака. Именно на ней, самой большой в лесу, ежегодно в конце декабря люди развешивали разные подарки для духов, дабы их задобрить, получить богатый урожай. К зелёным ветвям ели подвешивали яблоки — символ плодородия, яйца — символ развивающейся жизни, гармонии и благополучия, орехи — непостижимость божественного промысла. Считалось, что наряженные таким образом ветки ели отводят злых духов и нечистую силу. Также ель украшали игрушками. В России первые рождественские ёлки появились в домах петербургских немцев, а первое упоминание о хвойном дереве — в «Северной пчеле» накануне 1840 года. Нарядные ёлки в парках и на площадях — это нечто особенное для россиян. Это не только предмет новогоднего городского интерьера. Это — символ праздничного состояния души. Лесная красавица, несомненно, задаёт тон всей обстановке, потому что именно она — главная героиня торжества. Ёлка на центральной площади Валдая — объединяющее начало для жителей города. За 10 выходных дней, обозначенных «новогодними каникулами», кто не увидит её? Однако картинка, предстающая взгляду валдайцев, совсем не весёлая: на зелёную красавицу, призванную стать символом новогодья, водружаются самодельные игрушки и пластмассовые бутылки, вместо гирлянд городские улочки украшают раскрашенные гуашью лампочки. Непрезентабельное убранство «радующим глаз» назвать невозможно. Думается, что не зря потрачены деньги областной администрации: для жителей Новгорода приобретена Д. Потагина