Кто приезжает к нам в Валдай, обязательно посетит самые известные наши святыни Иверский монастырь, Музей уездного города и Музей колоколов. Но
Что же случилось сейчас? Почему всё так изменилось? Почему не осталось в памяти народной имён первых игумений, устроительниц монастыря? Почему могилы у стен собора не сохранились? Почему при упоминании Короцка на лицах многих можно увидеть насмешливую улыбку? Правда, сейчас времена меняются, и я верю, что справедливость вернётся. Для этого понадобится много лет и сил. Ведь мнение людское, что Короцко это прежде всего больница для душевнобольных, диагноз, складывалось десятилетиями. А на самом деле всё было и остаётся наоборот. Сначала был монастырь, а уже потом психоневрологический диспансер. Василий Николаевич Усатов, главный врач больницы, обеспокоен данным положением вещей. Он старается сделать то, что неподвластно уже десятилетия никому вернуть историю и сломать стереотип. Жаль, что мы не можем понять, что место это свято, намолено, поэтому и душевнобольные люди оказались именно здесь, где даже стены помогают им стать крепче духом, уверовать в себя и в свои силы.
Признаюсь, что поводом для поездки в посёлок Короцко для меня стало отнюдь не желание познакомиться с этими местами, а предстоящий юбилей
Оказывается, в одном из бывших корпусов располагался Тихоновский женский монастырь. Идея его создания принадлежала действительному статскому советнику Николаю Васильевичу Елагину, который работал цензором в
С 1865 по 1871 годы было достроено каменное здание келий, в середине корпуса сооружён великолепный двухпрестольный соборный храм с пятью главами с вызолоченными крестами и особой главой над алтарём. В связи с храмом, с западной его стороны, располагалась колокольня со шпилем и с 12 колоколами. 12 октября (по старому стилю) 1871 года состоялось торжественное освящение этой церкви. Владимирский собор и вся община, рассчитанная для жительства 200 сестёр, были построены исключительно на деньги пожертвователей. Во владении общины было более 1000 десятин пахотной земли, лугов, строевого и дровяного леса, два больших рыбных озера Короцкое и Русское, дом в
28 февраля 1881 года по Указу Государя Императора Александра II Короцкая женская община была переименована в общежительный женский монастырь во имя Святителя Тихона Задонского, и заложена вторая церковь посреди монастырского сада, которая была освящена во имя великомученицы Варвары и всех святых в 1895 году. Храм имел пять глав с крестами, одну главу на алтарном куполе и был прекрасно расписан изнутри.
Таким представлялся монастырь на начало ХХ века, и в таком виде он жил и работал до 1931 года. По сохранённым воспоминаниям современниц, монастырь славился хлебосольством, был зажиточным благодаря тому, что монахини очень много работали на монастырских угодьях. В праздничные дни после службы кормили всех желающих ароматными щами и ячменной кашей.
Короцкий монастырь был закрыт в 1931 году. Часть инокинь ушла до ареста, других увезли. Церковная утварь была вывезена. В течение последующих трёх лет в здании монастыря под охраной жили беспризорники. Затем некоторое время здесь была школа агрономов, а с 1937 года организована психоневрологическая больница. В 1941 году больница была эвакуирована в Рязанскую область, а в здании монастыря располагался госпиталь. С 1946 года сюда вновь вернулась психоневрологическая больница. С этого же времени у стен монастыря начал строиться посёлок.
Рассказ Василия Николаевича и предоставленные им исторические материалы Юрия Поведского помогли мне настолько ярко представить всю ту красоту, которая царила здесь много десятилетий назад, что трудно было вернуться в реальное время. А что же мы видим сегодня?
Оказывается, что не всё так печально. Церковь около административного здания практически сохранена. Там сегодня располагается склад. Если всё оттуда вывезти, освободить это здание, то можно практически сразу же вести церковную службу, получив соответствующее благословение на это. В ближайших планах В. Н. Усатова установить рядом с церковью поклонный крест, чтобы люди могли прийти на это место, помолиться, поставить свечку. Для этих целей из Москвы уже привезён камень.
С Владимирским собором дело обстоит намного хуже. Сегодня это здание признано аварийным. Когда мы вошли в него, то через облупившуюся штукатурку, несколько слоёв краски на нас со стен смотрели лики святых. Их взгляды были настолько пронзительны и грустны, что по телу прошла дрожь. Показалось, что они взывают к разуму человеческому и просят освободить их от многолетнего плена. Для того чтобы вернуть собору первозданный вид, потребуется огромное количество средств. Одна надежда на то, что удастся Василию Николаевичу привлечь богатых людей, истинных меценатов, «заразить» их идеей воссоздания Короцкой святыни. Вопрос напрашивается сам собой:
- Василий Николаевич, неужели за тем количеством проблем, которые Вы преодолеваете каждодневно, как главный врач больницы, чтобы накормить, обслужить, снабдить необходимыми медикаментами, у Вас остаётся время, чтобы заниматься воссозданием исторического образа Короцкого монастыря? Зачем Вам это нужно?
- Даже больные отмечают то, что, проходя лечение в
Дай Бог, чтобы удалось Василию Николаевичу Усатову и его единомышленникам добиться своей цели и в определённой степени восстановить распавшуюся связь времён. Ведь приезжающие гости чувствуют здесь особую ауру, и те, кто побывал в этих местах однажды, обязательно возвращаются сюда вновь и вновь и их нисколько не смущает присутствие здесь психоневрологической больницы, в отличие от местных жителей. Давайте посмотрим на Короцко другими глазами и поможем людям, заинтересованным в том, чтобы разбить многолетние стереотипы, всеми силами своей души. Если не мы, местные, то кто же?
Елена Лукьянова
Фото автора