Газета «Валдай» уже сообщала о конференции патриотического движения «Отечество» и о том, что на областном её этапе одно из первых мест заняла исследовательская работа «Еврейское кладбище на Валдае», практически самостоятельно выполненная ученицей 11 «в» класса МОУ СОШ №1 Ольгой Павловой. Руководитель исследования Т. К. Потагина и автор работы Ольга Павлова сердечно благодарят всех, кто поделился своими воспоминаниями, но особенно Евгения Наумовича Марголина, Марию Моисеевну Письменную, Нину Абрамовну и Марину Валентиновну Васильевых. Во многом благодаря им стало возможным собрать и обобщить информацию о людях, похороненных на еврейском кладбище.
Известно, что территория Новгородской губернии не входила в черту оседлости еврейского населения, поэтому в соответствии с царскими законами еврейским семьям запрещалось проживать в городах и сёлах этой губернии.
Однако небольшие еврейские общины в XIX веке были в Новгороде, Старой Руссе, Боровичах, Череповце, Демянске. Они состояли из бывших николаевских солдат, прослуживших в царской армии 25 лет, их семей; цеховых мастеров, купцов первой гильдии, врачей, адвокатов, фармацевтов, владельцев мастерских. Религиозная община со свойственной ей отгороженностью от мира имелась и в Валдае. А в силу этого было и еврейское кладбище. В лесу, в районе озера Выскодно, что в двух километрах от города, находилось еврейское кладбище, которое было закрыто после Великой Отечественной войны
Точная дата открытия нового еврейского кладбища — того, что существует сегодня — неизвестна. По словам Татьяны Николаевны Пономаренко, первое захоронение было осуществлено здесь в 1949 году. Этому не противоречат воспоминания Наума Александровича Вольфтруба, который пишет: «Когда после войны
По воспоминаниям Нины Абрамовны Васильевой, первым здесь был похоронен Лазер Евсеевич Плинер. Однако на кладбище нет могилы с такой фамилией на табличке. Но поскольку могил без табличек — шесть, можно предположить, что в одной из них действительно покоится прах Л. Е. Плинера.
Таким образом, по ходатайству А. Н. Вольфтруба новое еврейское кладбище на Валдае было открыто в 1949 году за городом, рядом с воинским захоронением русских солдат, павших на фронтах Великой Отечественной войны. Их разделяет всего двадцать метров. Оба огорожены. Воинское захоронение менее скрыто деревьями, его можно увидеть с дороги. Еврейское кладбище укрыто высокими соснами и подлеском. К нему ведёт едва заметная тропинка. На противоположной стороне дороги находится также гражданское православное кладбище, открытое в 1980 году.
В ограде еврейского кладбища расположено 29 могил. За большинством из них никто уже не ухаживает. Один из памятников разрушен. С трёх памятников сняты таблички. По словам М. В. Васильевой, таблички были сняты в
По словам Т. Н. Пономаренко, «всего здесь захоронено 15 семей. МУ МППКХ, на балансе которого сейчас находится еврейское кладбище, делает по заявкам ремонт и окраску забора, ежегодно по весне перед 9 Мая проводит уборку территории кладбища. Последнее захоронение здесь состоялось 6 октября 2006 года, когда была похоронена Сарра Юдовна Марголина. Она умерла от острой сердечной недостаточности в возрасте 88 лет». Сарра Юдовна всего на один год пережила супруга — Наума Соломоновича Марголина. Они жили в Валдае с 1951 года, были талантливыми учителями, интересными людьми, отмеченными правительственными наградами за воинский и мирный труд. Вырастили двоих детей.
Двумя десятками лет раньше в Валдай приехали Нина Моисеевна и Моисей Ефимович Письменные. Н.М. и М. Е. Письменные были женаты более 50 лет. В Валдай на постоянное место жительства (по ул. Суворова) переехали в
Нина Абрамовна
Исследование показало, что среди людей, похороненных на еврейском кладбище Валдая, открытом в 1949 году, многие являются родственниками. Это супруги Зельдины, Письменные, Марголины; дочь и отец Струговские, братья Александр и Виктор Вольфтрубы, их родные сёстры: Софья Наумовна (в замужестве Фрадкина) и Раиса Наумовна (в замужестве Плинер). Муж Раисы Наумовны —Абрам Евсеевич Плинер — приходится братьям шурином. Переплетение их судеб счастливо продолжилось в потомстве.
На еврейском кладбище Валдая похоронены также братья Соломинские; брат (глухонемой портной) Семён Цейтлин и его сестра Этл. Большинство людей, похороненных на еврейском кладбище (кроме Письменных и Марголиных), родились в Новгородской губернии и в Валдае как её составной части. Похороненные на валдайском кладбище евреи не были ни ювелирами, ни ростовщиками, ни знаменитыми учёными. Евреи мирно трудились, а когда нужно было, защищали свою русскую родину с оружием в руках. Александр Наумович Вольфтруб служил ещё в царской армии, а Наум Соломонович Марголин воевал уже на фронтах Финской войны и Великой Отечественной. Кузнец Александр Наумович славился богатырской силой. Мог за рабочий день согнуть 120 подков для ковки лошадей. Позже, уже в советское время, отвечал в Валдае за электрическое освещение. Брат его, Виктор Наумович, контролировал валдайское водоснабжение. Якова Абрамовича Соломинских помнят как человека, опекавшего сирот со времени Отечественной войны.
Еврейские женщины Валдая запомнились, может быть, менее ярко, чем мужчины. Но валдайцы не забыли продавца Дору Павловну Зельдину — красивую, статную, с гордо поднятой головой. Эти качества обеспечили ей в городе прозвище «иерусалимская дворянка». Город помнит медсестру Эмму Михайловну Струговскую, безвременно ушедшую из жизни. На памятнике высечено: «Струговская Эммочка умерла 22 лет». Учительство района знает, что не было в Валдае более грамотного специалиста — учителя английского языка, чем Сарра Юдовна Марголина. Сохранились фотографии Софьи Наумовны Фрадкиной — «женщины необыкновенных размеров».
Потомки валдайских евреев ассимилировались с «местным населением» и некоторые (например, Н. А. Васильева) носят славянские фамилии.
Марина Валентиновна Васильева так рассказала о своих предках: «Мои деда (так его называли внуки) и бабушка — Абрам Евсеевич Плинер и Раиса Наумовна Плинер (Вольфтруб). Бабушку помню плохо, т.к., когда она умерла, мне было четыре года. Но по рассказам родных знаю, что в годы войны она работала санитаркой в военном госпитале, который находился тогда в школе №1 города Валдай, а после войны она работала в буфете на вокзале. Раиса Наумовна была высокая, властная женщина, с сильным голосом. Однако она никогда не принимала решения без согласия мужа. Мне достался по наследству бабушкин характер, да и внешне мы во многом похожи.
Мой деда Абрам Евсеевич был на 18 лет старше бабушки, невысокого роста, плохо слышал, т.к. в молодости работал кузнецом, тогда и потерял слух. У него были большие руки — руки труженика. Он не боялся работы и делал дело всю жизнь, пока позволяло здоровье. Но работу делал — мужскую. В доме обязанности всегда чётко делились на мужские и женские.
Деда был участником первой мировой войны — николаевским солдатом. Когда их часть стояла в Царском Селе, то деда видел Николая II. Деда рассказывал нам, что Николай II был маленький, неказистый, с обрубленным ухом. Когда император проходил вдоль строя, солдаты не сразу поняли, что это царь, настолько невзрачно он выглядел в своей серой шинели.
За участие в этой войне деда получил солдатский Георгиевский крест. К сожалению, награда эта не сохранилась, т.к. во время голода бабушка обменяла его на продукты.
В 1937 году деда вступил в партию. Рассказывал, что при приёме в партию у него спросили: «В партию вступаете, а сами во время империалистической войны были на стороне царя». Деда ответил: «Воевал не за царя — за Отечество!».
Помню, деда рассказывал, как впервые в Австрии он попробовал помидоры, приняв их за красные яблоки, и они ему очень не понравились.
Работал в Валдае в ФЗО преподавателем труда. Во время Великой Отечественной войны добровольцем ушёл на фронт, хотя возраст его был уже непризывной. Дошел до Бреслау вместе с сыном Евсеем (оба были в танковых мастерских), имел награды за боевые заслуги. После войны деда работал учителем труда в школе №1 города Валдая, где сейчас работаю я.
Общий трудовой стаж у деда — 57 лет. Он часто шутил: мол, в год зарабатывал один рубль на пенсию. Дело в том, что пенсию он заработал — 57 рублей.
Великий труженик, дед и на пенсии не сидел сложа руки: делал ключи, точил ножи, ножницы, паял кастрюли. К нему приезжали бабушки из деревень. Они собирали со всей деревни заказы (кому что нужно) и привозили деду. Он никогда не брал деньги вперёд, за несделанную работу (а вся работа стоила 1520 копеек). Но однажды
Деда вырастил меня, родного моего брата Женю и моего двоюродного брата Александра. Маме говорил, что пока он на ногах — «никаких детских садов». Вместо колыбельных деда пел нам революционные песни: «Смело, товарищи, в ногу» — моя первая колыбельная песня. Он учил нас читать и писать. Хорошо помню, как не получалось у меня верно писать цифру 8, но деда был терпелив —
Дедушка никогда не болел. Если случалось недомогание, клал таблетку в карман, но и только. Кушать любил солёное и острое, но никогда не ел свинину, редко употреблял спиртное. Иной раз наливал рюмочку водки, а сверху клал ложку варенья, а называлось это творение «красный флажок».
В доме у деда была мастерская — кумерня, были дедова комната и дедово место, за которое в его отсутствие сражались внуки.
Каждый год в дни памяти бабушки и деда (22 апреля и 9 июля) мы ставим свечки в доме, говорим о дорогих нам людях со светлой любовью».
Валдайские евреи совершали свой жизненный путь тихо, но достойно. Они поддерживали связь друг с другом, по возможности берегли еврейские традиции, в том числе обрядовые похоронные, не демонстрировали их, но соблюдали. (Так, Сарра Юдовна Марголина заблаговременно расписала сыну, как он должен будет её похоронить, и всё было выполнено по её слову.) Быть похороненными, тоже по древней традиции, евреи издавна предпочитали отдельно, чтобы «приложиться к своим отцам». Чтобы кости предков были рядом, как в древних погребальных пещерах в Земле Обетованной. Свято и неприметно.
Еврейское кладбище на Валдае — это памятник духовной обособленности жизни евреев. Его соседство с гражданским кладбищем и воинским захоронением представляется символом общности судеб людей, живущих в одном городе, в одной стране.
Безусловно, хотелось бы вывести исследование за пределы Валдая и узнать, как сложились судьбы потомков валдайской еврейской «диаспоры», связаться с родственниками композитора Фрадкина, выяснить, бывал ли он или его дети, внуки, правнуки на Валдае, поддерживали ли они контакты с валдайскими родственниками. Нужно понять, имеет ли отношение к валдайским Зельдиным известный их однофамилец — замечательный актёр Московского театра сатиры, который потрясающе исполняет роль Дон Кихота в свои 90 лет. Несомненно, стоит проследить зарубежные связи валдайских евреев, узнать, как сложились их судьбы за рубежом и не добрался ли кто из них до вожделенной для всех правоверных евреев Обетованной Земли.
Подготовила Т. Потагина (по материалам исследования Ольги Павловой)