Сайт города Валдай
Сайт города Валдай

Добро пожаловать! Вы находитесь на информационно-туристическом портале города Валдай Новгородской области.

Для туриста:


  Валдай в Инстаграме Валдай в Фейсбуке Валдай Вконтакте      




 

Больше, чем город

  
22.06.12 г.
Этот рассказ о человеке, который своим творчеством многие-многие годы воспевал Валдай. Речь идёт о члене Союза художников России, Почётном гражданине нашего города Юрии Владимировиче Белове, писавшем здесь, в деревне Заборовье, свои картины с весны по осень включительно. Юрий Белов пишет и сейчас. Недавно художник вместе с дочерью Верой (на снимке) принял участие в праздновании Дня города. И после этого мы полтора часа беседовали с ним в редакции нашей газеты о том, что для него значит Валдай и какую роль он сыграл в его жизни.

В своём повествовании он особо подчеркнул, что Валдай для него — это не столько город, сколько край, сторона, уголок природы. Это место, которое оставило в его сердце глубокий след, запомнилось прежде всего не улицами и домами в несколько этажей, а утренними росами, пением птиц, ласкающей тишиной лесов, красивыми восходами и закатами солнца. Здесь, в такой атмосфере его жизнь осветилась новым светом, с приездом сюда и знакомством с этим краем начался новый её этап — очень важный, заполненный по меньшей мере наполовину всеми зрелыми летами. На Валдае Юрий Белов «открывает» для себя прекрасный жанр пейзажа. Это происходит потому, что, когда Юрий учился в Академии художеств имени И. Е. Репина (тогда ещё в Ленинграде), в батальной мастерской, увы, не хватало взгляда на природу, хотя, что касается именно исторического жанра, преподавали там под руководством Р. Р. Френца превосходно. Мой собеседник перечислил целый ряд живописцев, работавших в историческом направлении, интересно говорил о том, как в академии он и его товарищи по курсу писали с натуры лошадей и других домашних животных, которые служили зачастую элементами полотен.

На Валдае Юрий Белов с 1971 года — именно тогда он впервые увидел здешние места. Примерно в то же время он решает приобрести здесь, в Заборовье, избу, для того, чтобы в летние месяцы приезжать сюда вместе с семьёй из шумного города. А примерно с 1973 года на его холстах можно безошибочно узнать тихую валдайскую глубинку.

— Леса, речки, ручейки, озерца, поля, деревенские избы, этот чудесный воздух, — я просто не мог не писать это. Это вошло в мою душу, завладело мной однажды и больше никогда не оставляло, — Юрий Белов делает значительную паузу, от которой, кажется, зависит и всё сказанное, и то, что будет сказано, — а ещё и сами люди деревни, отнёсшиеся ко мне, моей супруге Ирине Михайловне и моим дочерям весьма доброжелательно. Таким был руководитель совхоза «Большое Замошье» Аркадий Михайлович Петров. Объезжая свои «угодья», он заезжал к нам, помогал чем мог, поскольку мы были на селе новенькими, недавно приобрели дом, многого не знали. Был у нас огород, мы выращивали овощи, учились это делать, ходили за грибами и ягодами. И всё это вселяло в меня большую силу, которая затем проявлялась в картинах. Писал я портреты местных жителей. Так были, например, запечатлены: кузнец Иван Михайлович Орехов, тётя Даша Смородинова, многодетная семья Дружининых: Иван Дмитриевич и Анна Петровна, их дети. Ко всем людям старшего поколения мы обращались: тётя Даша, тётя Нюша. Это было нормой, обычным делом. За нашей семьёй из Ленинграда потянулись сюда и другие. Такими были офицер в отставке Евгений Романович Чупрун с женой и сыном. Бывший военный пробовал себя в живописи, живо интересовался искусством.

В эти годы Юрий Белов пишет значительную для него картину «Ждут вестей». На его полотне — сельские жители ожидают почтальона, который каждый день приходил в Заборовье из Большого Замошья. Теперь этот холст находится в США, в Музее соцреализма в городе Лейк-Плэсид.

Художник может писать и для себя. Но несравнимо лучше, когда он находит понимание в массах. Он хочет общения со зрителем, выставочной деятельности. У Юрия Белова в те годы выставки проходили здесь, в Валдае, в Доме культуры, в том самом, здание которого поднято из руин, реконструировано и передано Новгородской епархии для восстановления и обустройства храма. Но первая выставка как итог трёх лет работы в Заборовье состоялась в Новгороде. Эта же выставка потом прошла в Валдае, а после — в Большом Замошье. Каждый год мастер писал на селе несколько десятков работ, посвящённых этой земле. А если собрать все эти полотна, то их будут сотни. Многие картины являют собой панорамные виды, рассказывают о величии земли. Ведь с возвышенности, на которой стоит деревня, а тем более с горы Рыжохи, самой высокой над уровнем моря точки в районе, открываются виды, к которым глаз прилипает. Некоторые полотна составляют циклы: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».

В 2003 году, накануне 300-летия города на Неве, художник сделал свою выставку «Мгновения Санкт-Петербурга» — сначала в Подольске, затем в Москве на Солянке, затем эта экспозиция переехала в Музей современной политической истории на Тверском бульваре, потом выставку увидели в Великом Новгороде. И как венец выставочной деятельности в это время она открылась 25 мая в особняке Н. П. Румянцева — отделе (филиале) Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Два города: Ленинград, теперь Санкт-Петербург, и Валдай, вернее, валдайский край с центром в самом Валдае стали для художника родными. Блистательный Санкт-Петербург полон движения, а на Валдае есть своя красота, неповторимая, тихая, как чистый лесной ручей.

Д. Тарасов
Фото из архива редакции


Поделиться
Класснуть



    




  Рейтинг@Mail.ru

Информация о сайте |  Символика |  Приложения |  Архивы |  Гостевая книга |  Мобильная версия
«Группа товарищей™» © 2000-2039 
E-mail редакции сайта: valday.com@gmail.com, редакции газеты «Валдай»: gazeta@valday.com