В своём повествовании он особо подчеркнул, что Валдай для него — это не столько город, сколько край, сторона, уголок природы. Это место, которое оставило в его сердце глубокий след, запомнилось прежде всего не улицами и домами в несколько этажей, а утренними росами, пением птиц, ласкающей тишиной лесов, красивыми восходами и закатами солнца. Здесь, в такой атмосфере его жизнь осветилась новым светом, с приездом сюда и знакомством с этим краем начался новый её этап — очень важный, заполненный по меньшей мере наполовину всеми зрелыми летами. На Валдае Юрий Белов «открывает» для себя прекрасный жанр пейзажа. Это происходит потому, что, когда Юрий учился в Академии художеств имени И. Е. Репина (тогда ещё в Ленинграде), в батальной мастерской, увы, не хватало взгляда на природу, хотя, что касается именно исторического жанра, преподавали там под руководством Р. Р. Френца превосходно. Мой собеседник перечислил целый ряд живописцев, работавших в историческом направлении, интересно говорил о том, как в академии он и его товарищи по курсу писали с натуры лошадей и других домашних животных, которые служили зачастую элементами полотен.
На Валдае Юрий Белов с 1971 года — именно тогда он впервые увидел здешние места. Примерно в то же время он решает приобрести здесь, в Заборовье, избу, для того, чтобы в летние месяцы приезжать сюда вместе с семьёй из шумного города. А примерно с 1973 года на его холстах можно безошибочно узнать тихую валдайскую глубинку.
— Леса, речки, ручейки, озерца, поля, деревенские избы, этот чудесный воздух, — я просто не мог не писать это. Это вошло в мою душу, завладело мной однажды и больше никогда не оставляло, — Юрий Белов делает значительную паузу, от которой, кажется, зависит и всё сказанное, и то, что будет сказано, — а ещё и сами люди деревни, отнёсшиеся ко мне, моей супруге Ирине Михайловне и моим дочерям весьма доброжелательно. Таким был руководитель совхоза «Большое Замошье» Аркадий Михайлович Петров. Объезжая свои «угодья», он заезжал к нам, помогал чем мог, поскольку мы были на селе новенькими, недавно приобрели дом, многого не знали. Был у нас огород, мы выращивали овощи, учились это делать, ходили за грибами и ягодами. И всё это вселяло в меня большую силу, которая затем проявлялась в картинах. Писал я портреты местных жителей. Так были, например, запечатлены: кузнец Иван Михайлович Орехов, тётя Даша Смородинова, многодетная семья Дружининых: Иван Дмитриевич и Анна Петровна, их дети. Ко всем людям старшего поколения мы обращались: тётя Даша, тётя Нюша. Это было нормой, обычным делом. За нашей семьёй из Ленинграда потянулись сюда и другие. Такими были офицер в отставке Евгений Романович Чупрун с женой и сыном. Бывший военный пробовал себя в живописи, живо интересовался искусством.
В эти годы Юрий Белов пишет значительную для него картину «Ждут вестей». На его полотне — сельские жители ожидают почтальона, который каждый день приходил в Заборовье из Большого Замошья. Теперь этот холст находится в США, в Музее соцреализма в городе Художник
В 2003 году, накануне Два
Д. Тарасов
Фото из архива редакции