С незапамятных времён по всей Руси
Затем это ремесло практически забыли. И только когда вновь стал возобновляться интерес к старым обычаям, народным традициям и древним ремёслам, вспомнили о ткачестве. У современного горожанина вряд ли есть настоящий ткацкий станок, а если такой и найдётся, то мало кто имеет возможность выделить для него отдельную комнату. В ДНТ же стоят целых три рабочих инструмента! Каждому стану, их ещё называют кросна, по приблизительным подсчётам более восьмидесяти лет. Но, как говорит заведующий отделом народного творчества Ольга Кудрявцева, прослужат они долго. И после просмотра вытканной на них богатой коллекции изделий, эти слова не вызывают сомнений.
Полагают, что искусство ткачества развилось в древности из плетения. До сих пор сохранился изобретённый ещё в то время принцип образования ткани — переплетение идущих параллельно нитей с поперечной. Уточной нитью, намотанной на палочку с заострёнными концами, ткач вручную переплетал нити основы одну за другой. Этот процесс с течением времени стал называться протыканием нитей. А отсюда уже и пошло «тыкать», «ткать». Такой станок и поныне применяется у некоторых народов для изготовления ковров.
Наш стан состоит из множества деталей: навоя, основы, нитченок, берда, вставленного в набилки, пришвы, притужальника, вертушков, подножки, челнока с цевкой, станины. Разобраться без помощи знающего человека, как и что работает, будет непросто. Однако переживать не стоит, Ольга Кудрявцева с охотой ознакомит вас со сложным устройством и даже научит заправлять стан. А это, пожалуй, самое трудное. Крепко натянуть многометровые нитки в нужном порядке и не запутаться — целая наука, требующая отдельного внимания. Поможет мастер самому изготовить и тканое полотно. Захотите соткать яркий половичок или салфетку, а может и ещё
Вообще на занятиях в ДНТ всегда узнаёшь много нового. А, как известно, всё новое — это хорошо забытое старое. К примеру, что такое «дранки»? В семьях, где много детей всегда остаётся гора одежды, которую выкидывать жалко. Раньше изношенные наряды, бельё рвали на тонкие полоски. Говорили: «Пошла драть дранки». Затем их скручивали на веретено. Получались большие мотки. А уж из этих мотков на челнок и наматывали для будущих половиков.
Процесс подготовки станка и материала очень трудоёмкий и длительный. Зато какая награда ждёт терпеливых. Сотворение узора — это волшебное чувство! Даже самого простого, того, что получается в самом начале, когда пучок ниток вдруг становится плоскостью, а на нём проявляются цветные «шашечки» — это ли не магия? А уж когда появляются на этой плоскости первые витки узора… Чувство восторга от происходящего на твоих глазах находит отклик в
Крестьянки ткали половики длиной до двадцати метров. Сматывали большими рулонами и хранили в мешках. По надобности, резали по длине комнаты, крепили нитками дранки и обшивали тканью. Служили они очень долго. Стирались вручную, щётками. Любое изделие использовали в быту с пользой. Сегодня же мастерицы ткут изделия больше как сувенир или украшение. Нередко работают на заказ. Тщательно подбирают цвета, чтобы разделить широкие полоски узкими, оттенить их. Раньше ткали десятиметровые дорожки из того что было, сопровождая процесс народными песнями. Сейчас небольшие вещи ткут под подробную инструкцию мастерицы. А почему бы и нет?
Если мы не оставим нашим детям воспоминания своего детства, то это уже не сделает никто. По мере взросления осознаёшь, как быстро уходят целые эпохи и с ними та — другая жизнь. Рассказы родителей ценны и интересны, но мало кто их записывает. Вы ещё смогли с восторгом залезть в оставленный бабушкой сундучок, а смогут ли ваши внуки? Стоит об этом подумать.
А. Галактионов
На снимках: работы валдайских мастериц; О. Кудрявцева ждёт учениц
Фото автора