Первая остановка была в селе Рождествено, главной достопримечательностью которого является одноимённый
Экскурсию по усадебному дому для нас провёл экскурсовод Дмитрий, который сразу очаровал всех. Деревянный дом в стиле ампир был построен во времена Екатерины II, как дом городничего, а когда начала формироваться усадьба, он стал господским. Усадьба сменила много хозяев. Владимир Набоков — самый известный из всех владельцев, но прожил он здесь всего один год.
В одной из комнат размещены фотографии членов семей Рукавишниковых и Набоковых. В музейной экспозиции присутствуют подлинные вещи, принадлежащие семье Набоковых и лично писателю. На втором этаже нашла своё место своеобразная карта, изготовленная Александром Александровичем Сёмочкиным. На ней обозначены все существовавшие в районе Сиверской дворянские усадьбы. Когда смотришь на эту карту, становится так понятно, что же мы потеряли…
Окрестности Сиверской в своё время называли «малой Швейцарией». Благодаря здоровому климату и красоте природы эти места привлекали многих, сюда любили приезжать на отдых знаменитые художники и писатели. Василий Иванович Рукавишников также приобрёл дом в Рождествено
Размещена в музее и выставка картин удивительного человека — местного художника Леонида Васильевича Птицына, который в 1944 году в
Судьба усадьбы была весьма непростой. После революции 1917 года её национализировали. Господский дом отдали под общежитие для студентов ветеринарного техникума, до неузнаваемости изменив его планировку.
В годы Великой Отечественной войны эта территория была оккупирована, и в бывшем усадебном доме разместилась одна из частей немецких инженерных войск.
Статус государственного музея Рождествено получило в 1988 году, а в 1995 случился страшный пожар и деревянный усадебный дом сгорел едва ли не дотла. То, что мы можем видеть сегодня — это результат огромного труда, который вложил в восстановление этого памятника архитектуры тогдашний директор музея — Александр Александрович Сёмочкин. Будучи профессиональным архитектором и реставратором, он посчитал для себя делом чести полностью восстановить и внешний облик дома, и его интерьеры. Реставрация проходила с тщательным соблюдением всех технологий того времени, так что восстановленный дом по праву может считаться не «новоделом», а именно восстановленным памятником архитектуры. В 2002 году была открыта экспозиция, повествующая об истории усадьбы.
После осмотра музейной экспозиции нас ожидала экскурсия по усадебному парку. Мы идём по его аллее. Парк выглядит запущенным, а
В XV веке здесь была деревянная церковь, которую называли «Великий Никола». По местному преданию, когда в Смутное время сюда пришли шведы и хотели переночевать в этой церкви вместе со своими лошадьми, церковь, дабы не быть осквернённой, ушла под землю. Что тогда произошло, достоверно установить не представляется возможным. Однако, здесь множество карстовых пещер с подземными реками, и нередко бывало, что проваливались большие участки. Говорят, что группа спелеологов пыталась исследовать местные пещеры, но через некоторое время свои исследования прекратила, потому что их
А мы идём дальше — к удивительному месту, где выходят на поверхность древние слои красного песчаника девонского периода — им 400 миллионов лет! Зрелище фантастическое, а
Прикоснувшись к столь древней истории, мы задумчиво идём через парк назад к усадебному дому. Пора отправляться дальше, по плану экскурсия в музей литературного героя «Дом станционного смотрителя».
Проезжая деревню Выру по трассе из
Музей открыли в здании почтовой станции. Бытует предположение, что имя, придуманное А. Пушкиным своему главному герою повести — Самсону Вырину, было дано этой почтовой станции, в древнейшем русском селении — Выра, (в Новгородской писцовой книге упомянуто в XV веке). «Дом станционного смотрителя» стал единственным в России музеем, посвящённым конкретным героям из литературных книг, одновременно раскрывающим страницы родной истории, драгоценным памятником ушедшего дорожного быта России.
Пушкин неоднократно останавливался в этих местах и считается, что прототипом героя его повести «Станционный смотритель» стал тогдашний смотритель Тимофей Садовский (по книге Самсон Вырин). Был он вдовый и имел красавицу дочку Дуняшу. А остальное, всё как в кино и в повести.
В музее полностью восстановлена атмосфера того времени. Внутри двора сохранены все хозяйственные постройки: конюшни, колодец, пожарная каланча, амбар. В северной части музейного комплекса находится непосредственно домик станционного смотрителя. В одной половине — большая комната, рассчитанная на долгое ожидание и отдых путников. В ней кровать, где спал смотритель. Большой стол, скамейки, банкетки — всё подлинное и показывает как было в те далёкие времена.
Вторая половина северного корпуса — ямщицкая. Помещение, где спали и отдыхали ямщики. Большую часть комнаты занимает русская печь с огромными палатями из досок, собственно, где они и спали. Готовила и убирала в этой половине нанятая деревенская женщина. На станции числилось 35 ямщиков и 55 лошадей. Ямщиками брали только здоровых молодых мужиков, пьяниц сразу выгоняли. Работа считалась хорошей, хотя тяжёлой и за неё очень держались.
В состав станции входила почтовая часть. Обстановка полностью восстановлена. Большой зал для посетителей, рабочее место почтальона, головной убор и форма, всё так солидно. Сразу вспоминаются сцены из старых фильмов. Почтовая станция работала до 1865 года.
В экспозиции представлены фотокопии рукописей поэта, одна из первых публикаций повести, иллюстрации, выполненные художником Добужинским, а также — вид почтовой станции Выра, какой её можно вообразить в Пушкинское время. Представлены здесь и карта путешествий поэта по России, и стихи, посвящённые дорогам.
А напоследок, самое интересное, по крайней мере, на нас произвела огромное впечатление экспозиция даров музею. В одной из построек устроен выставочный зал, где собраны предметы, которые собирали и приносили простые люди. Удивлению нет предела, когда увидишь первые миксеры, кофемолки, посуду, различные кухонные приспособления. Очень много собрано предметов, которые использовали в пути: чемоданы, баулы, дорожные чайники, кошельки.
Дом «Станционного смотрителя» рассказал много нового о героях Пушкина, навеял лёгкую грусть по ушедшим лихим тройкам почтарей, помог трепетнее ощутить строки великого поэта:
На память о том, что вы были здесь, в «чистой половине для приезжающих» можно на специальных бланках с символом станции гусиным пером написать послание из прошлого, поставить печать из сургуча и за символическую плату отправить самому себе.
Экскурсии превзошли все наши ожидания. Столько много интересного в одном месте. Если у
А мы собираемся в следующее путешествие. Куда поедем, ещё не знаем, но что обязательно поедем — это уже решено.
Е. Емельянова, директор МБУК «Межпоселенческая библиотека им. Б. С. Романова Валдайского муниципального района»
Фото предоставлено автором