Каменная трехъярусная шатровая колокольня с
Настоятельский корпус, примыкающий к колокольне с востока, имеет два этажа и подвалы. Поскольку корпус стоит на склоне оврага, с южной стороны стены подвалов возвышаются над землей на значительную высоту в 2,5 — 3 метра и воспринимаются как еще один, третий этаж.
Уцелевшие на восточном фасаде незначительные фрагменты декора напоминают о его прежней архитектуре. До нас, к сожалению, дошел лишь единственный образец монастырских изразцов XVII века. Это изразцовый наличник на восточной стороне Настоятельского корпуса.
Новый способ изготовления многоцветных изразцов принесли с собой на Валдай мастера из Белоруссии. В основном они выделывали печной кафель, широко применявшийся в то время в комнатных печах. Кафель изготовляли со слегка выступавшим барельефным растительным орнаментом. Блестящая полива с бликами, дающими игру света, придавала ему нарядный и праздничный вид.
Изразцовое производство стало одним из самых крупных при монастыре. В 1655 году, когда строительство здесь только разворачивалось, настоятель докладывал Никону: «А глину, государь, отыскали в селе Богородицыне (одно из названий села Валдай), добра, а в той глине делает месщанин Копоса города Игнат Максимов изразцы пешные, и на то изразцовое дело избу ему с сенми поставили».
В 1656 году по требованию Никона на патриарший двор в Тверь были посланы комплекты изразцов «с разными красками» для пяти печей. Изразцовые печи ставили также в монастырских постройках, в гостиных дворах и в самом Валдае. Много изразцов,
Монахи заботились о расширении изразцового дела, совершенствовались и учились изготавливать особо изысканные «кафли». В монастырских документах середины
Впоследствии лучших валдайских мастеров изразцового дела Никон забрал в строившийся Воскресенский монастырь на Истре.
Северный и восточный фасады, обращенные к площади и собору, были богато декорированы нишками, вертикальными колонками, горизонтальными валиками, поясками и