Сайт города Валдай
Сайт города Валдай

Добро пожаловать! Вы находитесь на информационно-туристическом портале города Валдай Новгородской области.

Для туриста:


  Валдай в Инстаграме Валдай в Фейсбуке Валдай Вконтакте      




 

Пешеходный маршрут №1

  
Пешеходные маршруты

Схема маршрута

Описание

1. Музей уездного города (станция метро «Музей»). Начало маршрута

Рядом с главной площадью Валдая — двухэтажное здание, в котором размещена экспозиция Музея уездного города, посвященная миру русской провинции.

В музее пять залов. В первом представлены валдайские древности. Здесь же материалы по истории Иверского монастыря, основанного в середине XVII века патриархом Никоном. Монастырь являлся крупнейшим духовным центром России, уникальным историко-архитектурным ансамблем, средоточием таких ремесел, как изразцовое, кузнечное, колокололитейное, иконописное, книгопечатное, резьба по дереву и камню. В этом же зале размещен обширный материал по градоустройству Валдая во второй половине XVIII века. Сани, дорожные вещи, ямские колокольчики и упряжь, подорожные, виды постоялых дворов, изображения ямщиков, почтарей повествуют об истории Валдая как поселения на Московско-Петербургском тракте.

В следующем, «ремесленном» зале привлекают внимание живописный портрет колокольного мастера Василия Калмыкова работы его сына Ивана, а также салфетка, вышитая Домной Лебедевой и подаренная к свадьбе жениху — колокольному мастеру Алексею Усачеву. Посетителям представлен последний валдайский колокольчик, изготовленный в январе 1930 года, перед закрытием завода братьев Усачевых. В зале экспонируются валдайские гармони и сухонивские прялки-золоченки, шуйская керамика, одежда, сшитая портнихой Татьяной Цветаевой, тележные колеса, замки, ключи, весы, подарочный свадебный настольный колокольчик, отлитый мастером Николаем Рожковым для мужа его племянницы Н. Н. Антропова.

Третий зал представляет казенные учреждения и общественные организации, большинство которых размещалось в этом здании: уездный съезд, дворянская опека, воинское присутствие, попечение об учащихся и учителях Валдайского уезда, общество Красного Креста, общество трезвости и др.

Здесь же — редкие вещи из школы имени В. П. Острогорского.

Среди экспонатов, которые привлекают особое внимание, — портрет святого праведного протоиерея Иоанна Кронштадтского 1899 года с его автографом.

В четвертом зале собраны мемориальные вещи и созданы интерьерные выгородки с семейными реликвиями именитых жителей.

Среди старинных медицинских инструментов доктора Веры Быстровой, например, представлен стетоскоп, которым за 80 лет медицинской практики она прослушала тысячи пациентов: пленных японцев в Маньчжурии в 1905 году, в 1915-м — Ф. И. Шаляпина в Варшаве, принца Сиамского, Великого князя Константина Романова, ленинградцев-блокадников в 1941–1943 годах, жителей Валдая в 1940-х1980-х.

В «Семейном альбоме Валдая» есть страницы о хозяйке буфета Вольного пожарного общества Анне Архиповой и железнодорожнике Рудольфе Рорбеке — немце, осевшем в Валдае, а также об известном собирателе старины Федоре Плюшкине.

Валдайским дачникам посвящен пятый зал музея. Тут собраны предметы и документы из усадеб писателя Всеволода Сергеевича Соловьева, публициста Михаила Осиповича Меньшикова, профессора Павла Ивановича Георгиевского, инженера Павла Филадельфовича Вахрушева, общественного деятеля Виктора Петровича Острогорского.

В местечке Пустошка располагалась дача князей Голициных, в Небылицах — графини Паулины Васильевны Веймарн, в Погостихе — имение генерала Владимира Андреевича Косаговского. В Байнево приезжали на лето инженер-путеец, создатель оперного театра в Петербурге Валерьян Александрович Панаев. Соседняя усадьба принадлежала Николаю Александровичу Фроловскому — профессору Михайловской артиллерийской академии, воспитателю Великого князя Михаила Александровича. Дачниками валдайскими были Николай и Елена Рерихи, Сергей и Елена Нилусы, Евгений Поселянин и другие. Валдай давал им духовную, творческую силу, вдохновение, дарил сюжеты, делал их частью своего бытия и истории. Да и само понятие «дачники» — неотъемлемая черта жизни русской провинции.

Какая она? Ушел ли от нас ее особый мир? Чтобы понять это, надо, проходя по залам Музея уездного города, вспомнить о себе, о предках, об их соседях, людях именитых и тихих обывателях, о святынях, которым они поклонялись, и милых безделушках, составлявших бытовой уклад провинциалов, о старых названиях улиц, облике храмов, домов, парков.

2. Улица Народная (Посадская)

На четной стороне Посадской (Народной) улицы красный кирпичный дом — знаменитая прежде чайная Шаховых. Напротив, в двухэтажном полукаменном — мелочная лавка Ликиных, где выпекались и, среди прочего, продавались валдайские баранки.

Путешественники, въезжавшие в Валдай по Большой Московской дороге, проходившей по этой улице, в первую очередь стремились приобрести баранки — главный валдайский сувенир. Их делали из муки-крупчатки с соблюдением древних традиций ритуальной выпечки: тесто готовили в ночь лишь с четверга, а продавали каждую пятницу, в Параскевин день. По пятницам купить знаменитые баранки можно было и на Посаде, и на Базарной площади из рук валдайских красавиц.

Продавали необычно: только с поцелуями, которые снимали все невзгоды. Сколько барин покупал баранок, столько и поцелуев получал. Однако ж поцелуи дарились через бараночную дырку, и продавщица губами до барина не касалась, только вдыхала молодость, красоту и силу в утомленного дорогой странника. Девушек для бараночной торговли выбирали самых красивых, веселых, разговорчивых.

На Посаде размещались прежде «Колбасная» и «Булочная» Мошенских, винная лавка Александра Терскова. А напротив — торговые заведения купца Ивана Терскова, пивные склады и лавки купца Ивана Ковалева.

3. Часовня Иакова Боровичского

Рядом с церковью Живоносного Источника стоит выстроенная в первой трети XIX века часовня в память в Бозе почившего императора Александра I, приписанная к Иверскому монастырю и освященная во имя святого праведного Иакова Боровичского. На этом месте 18 февраля 1826 года служилась панихида над гробом усопшего императора Александра I. Прибывший накануне в Валдай траурный кортеж остановился на Дворцовой площади, а гроб с телом императора покоился в течение ночи в Екатерининской церкви, построенной тщанием державной бабки покойного государя.

Напротив часовни, через дорогу, на левой стороне городского Посада — одноэтажный каменный дом №43 с треугольными фронтонами по краям крыши и зелеными рамами — бывший постоялый двор Пашковых, известный среди старых жителей Валдая как «Дом Пушкина». По преданию, здесь останавливался, проезжая по Московско-Петербургскому тракту, А. С. Пушкин, бывавший в Валдае более двадцати раз.

Неподалеку — двухэтажный деревянный дом Цынаревых. Полагают, что здесь, на так называемой Цынаревой Луке, в 1495 году впервые были письменно зафиксированы дворы валдайских жителей Климки и Якушки Демиховых. Эта запись в переписной оброчной книге Деревской пятины Новгородской земли — первое письменное упоминание о Валдае. Поэтому на Посаде, на разъезде дорог, под Екатерининской горкой Верхнего города к 500-летию этого события установлен памятный валун.

4. Памятный знак в честь 500-летия основания города (Станция метро «КБО»). Когда лето и тепло рядом стоят сувенирные развалы.

Рядом стоит стела с гербом Валдая

5. Музей Колоколов, церковь Екатерины II

От подножия высокого холма у старой Московско-Новгородской дороги вверх ведет каменная лестница. По преданиям, на вершине холма находилось древнее языческое капище, окруженное священной рощей. В этом сакральном месте всегда запрещалась хозяйственная деятельность. А воды ручья Язынец, подступавшего к холму, почитались исполненными особой силой. И в начале прошлого века воду для замески теста ритуальной выпечки или создания колокольной формы принято было брать только в том месте Валдайского озера, где в него впадал ручей Язынец, несущий силу и память предков. Особо почиталась вода ключей, вытекающих из-под этого холма и ниспадающих на нижнюю террасу, где находился Посад.

Во второй половине XVIII века на холме создается административный центр и производится застройка Дворцовой площади.

Указ императрицы Екатерины II от 28 мая 1770 года сообщал о присвоении дворцовому селу Валдай статуса города. 2 апреля 1772 года последовал дополнительный императорский указ Сенату о привилегиях и особенностях устройства «учиненного внове города», который предписывалось застраивать по регулярному образцу: 28 длинных, широких, пересекающихся под прямым углом улиц стягивались к трем обширным площадям: Троицкой, или Базарной (центру торгового Валдая), Кузнечной (ремесленному центру) и Дворцовой (административному центру). Базарная и Кузнечная площади были известны с XVI века, Дворцовая — сформирована в ходе градоустройства.

Сама площадь ограничивалась с южной стороны крутыми берегами ручья Язынец. С восточной стороны ее граница проходила по крутому косогору холма и построенной здесь по проекту архитектора Николая Львова на деньги Екатерины II императорской дворцовой церкви, освященной в 1793 году во имя ее небесной покровительницы — святой великомученицы Екатерины.

Северная часть площади фиксировалась построенным в 1770-х годах каменным двухэтажным зданием Почтовой конторы. На западной стороне Дворцовой площади в 1770–1780 годах возведены главные казенные дома Валдая: в 1775 году — императорский Путевой дворец, в 1776 году — дом городничего и городового управления, в 1780 году — здание уездного суда и дворянской опеки, в 1778 году — дом для Казначейства и казначея, в 1781 году — здание Магистрата с помещениями для Народного училища, признанного, к слову, лучшим в губернии. В этом училище в 1840-х годах и учился Федор Плюшкин. Географию ему преподавал Александр де Воллан, который иногда приносил на свои уроки вещи из знаменитой коллекции отца — Франца де Воллана, первого архитектора Одессы, министра путей сообщения, строителя первой в России шоссейной дороги, соединившей Москву с Петербургом и проходившей через Валдай, где де Волланы приобрели дачу.

Именно де Воллан «заразил» Федора Плюшкина стариной, и тот пообещал друзьям, что, когда вырастет, все деньги будет тратить на старинные диковины. И свое обещание выполнил.

Любовь к старине воспитывалась и тем, что в училище работал кабинет древностей. С 1830 года здесь хранились подаренные законоучителем свящ. М.Михайловским археологические редкости, найденные около яма Зимогорье: задний зуб слона, древние окаменелости пчелиных сот, дубового дерева и многое другое2 .

По плану градоустройства все граждане были разделены на купцов, мещан и цеховых ремесленников, которые получили право через каждые три года выбирать из своей среды городского голову и членов Думы. «Для заведывания хозяйством города» были созданы городовой Магистрат и другие присутственные места.

Указ от 2 апреля 1772 года предписывал в официальных местах, в первую очередь здесь, в казенных домах на Дворцовой площади, устанавливать герб города Валдая: «Разрезанный щит перпендикулярною чертою на двое. На горностаевом мехе императорская корона, означающая милость и покровительство Ея Императорского Величества сему селению. На другой стороне щита — в серебряном поле гора зеленая, показующая гористое местоположение окруженных мест сего селения».

Пять одинаковых казенных домов, поставленных на западной границе Дворцовой площади, были выстроены по образцовым проектам и соединены по главному фасаду каменной филенчатой оградой. Представить, как они выглядели прежде, можно по отреставрированному двухэтажному желтому зданию напротив Екатерининской церкви, занимаемому детской библиотекой.

Каменная ограда окаймляла общую дворовую территорию, но при этом каждое здание имело свой изолированный двор с въездом от Дворцовой площади.

С первой половины XIX до конца XX века в Путевом дворце размещалась больница, в императорских флигелях располагались аптека, лаборатория, кухня…

Во второй половине XIX века городовое управление переезжает в новое здание, выстроенное на Богородицкой улице. В 1865 году создается уездная Земская управа, для которой тоже строится новое здание. В доме городничего и городового управления размещаются лечебные учреждения и богадельня. Соседнее здание суда отдается под Полицейское управление, созданное в 1863 году, и тюрьму, в которой в 1868 году тщанием почетного гражданина города Валдая, городского головы, известного купца и благотворителя Степана Николаевича Терского была устроена церковь во имя иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость».

Освящение этой церкви, находившейся в одном из помещений так называемого «тюремного замка», состоялось 16 января 1869 года. Храм создавался специально для заключенных и состоял под опекой Общества попечения о тюремных заключенных, которое возглавлял предводитель уездного дворянства. В него входили врач, судья, благочинный Валдайского округа и другие уважаемые горожане.

Службы в храме отправляли священнослужители Троицкого собора. В начале XX века чаще всего служили отцы Михаил Никольский и Иоанн Плодовитов. Церковь посещало и епархиальное начальство.

В сентябре 1918 года, когда в тюрьму заключен был известный русский публицист Михаил Осипович Меньшиков, церковь не действовала. Журналист писал, что с товарищами по камере, знаменитыми валдайскими купцами Николаем Якуниным, Яковом Усачевым, Василием Бычковым, Мироном Савиным, также арестованными по ложному обвинению в организации контрреволюционного вооруженного восстания 15 июля 1918 года в связи с реквизицией хлеба в Иверском монастыре, два раза в день вместе читали акафист Пресвятой Богородице и Николаю Чудотворцу, индивидуально — Библию и Евангелие, устраивали общие моления.

С 1918 года в церкви находились тюремные службы. После передачи в 1920-х годах здания Полицейского управления Валдайской районной больнице в ее помещении работали медики. Вплоть до 1980-х годов Валдайской районной больнице принадлежали три казенных дома и все дворовые флигели.

В здании Казначейства с 1918-го до 1990-х годов работало Валдайское отделение госбанка. Сегодня здесь Валдайская детская библиотека, а также Комитет культуры и кино Администрации Валдайского района. Здание Магистрата с уездным училищем было снесено в советские годы по ветхости. На его месте из старых материалов выстроено здание детского сада.

Во второй половине XIX века стараниями валдайского гражданина, бывшего исправника Михаила Ивановича Клокачева при содействии других лиц на Дворцовой площади был устроен обнесенный оградой Летний сад. В саду, откуда открывался прекрасный вид на Валдайское озеро и его острова, в теплое время года гуляли горожане, по вечерам играл военный духовой оркестр.

6. Дом культуры, бывш. Вольное пожарное общество

По одной линии с комплексом казенных зданий, возведенных на Дворцовой площади в XVIII веке, находится двухэтажное здание с ажурным кованым балконом, после реконструкции оштукатуренное и выкрашенное в желтый цвет. Это Вольное пожарное общество, выстроенное в 1899–1901 годах при содействии свято поминаемого протоиерея Иоанна Кронштадтского, почетного члена общества. В Музее уездного города сохранился портрет Иоанна Кронштадтского 1899 года с его автографом, подаренный им Валдайскому вольному пожарному обществу.

Закладка здания была приурочена к серебряной свадьбе главного шефа пожарных, почетного председателя Императорского Всероссийского пожарного общества Великого князя Владимира Александровича и его супруги Великой княгини Марии Павловны с их высочайшего соизволения и желания внести свою лепту в обустройство пожарного депо в Валдае. В процедуре закладки здания принимал участие действительный статский советник, камергер Высочайшего двора, крестник императора Александра II, председатель совета Императорского Всероссийского пожарного общества князь Андрей Дмитриевич Львов, которого в народе называли «князь огненный». В зрительном зале Вольного пожарного общества была установлена мраморная доска, посвященная торжеству закладки здания.

Во второй половине XIX века Валдай страдал от страшных пожаров. Самые сильные случились в 1856, 1881, 1882 годах, когда город выгорал целыми улицами. Это и побудило горожан создать в 1895 году Вольное пожарное общество, члены которого сначала собирались на дому у председателя, валдайского купца Николая Васильевича Якунина. Здесь проводились благотворительные акции по сбору средств на содержание пожарной дружины и строительство депо.

Более сотни жителей Валдая являлись активными членами Общества. Помимо профессиональных пожарных, в депо по очереди дежурили представители всех валдайских семей, проводились специальные учения.

В первом этаже здания пожарного общества размещалось депо с обозами, оборудованием для борьбы с огнем, помещениями дежурных дружинников. А во втором этаже находился самый крупный в Валдае зал для общественных собраний, театральных представлений, банкетов. Помимо зрительного зала на 120 человек, здесь работали библиотека, буфет, столовая. Таким образом, Вольное пожарное общество было главным культурным центром Валдая. Здесь давали представления столичные артисты, читали лекции писатели, среди них — Алексей Толстой, устраивались встречи с дачниками — представителями столичной интеллигенции; танцевальные вечера; репетиции духового оркестра при пожарном обществе.

В этом же зале были организованы первые кинопоказы. Работало Валдайское общество любителей музыкально-драматического искусства, которое возглавлял Александр Гримм — сын члена Государственной думы, председателя Российского императорского общества рыбоводства, ученого-ихтиолога Оскара Андреевича Гримма, создателя первого русского рыбозавода, работавшего в селе Никольском Валдайского уезда. Ученый и сам бывал частым гостем благотворительных вечеров, проводимых Вольным пожарным обществом.

В послевоенный период в здании оборудовали кинотеатр, существовавший до 1980-х годов. Сейчас здесь Валдайский районный Дом культуры.

7. Музейный колокольный центр

7.1. Памятный знак «Кузнецам и колокольным мастерам Валдая», туристический центр

На вымощенной площадке установлена огромная подкова с маленькими колокольчиками, внутри стоит большая наковальня с колоколом. Композиция символизирует собой преемственность многих поколений валдайских кузнецов и колокололитейщиков.

На табличке рядом с памятным знаком высечена надпись: «Пусть каждое новое поколение, оглядев Родную землю, поймёт, что народилось оно не в чистом поле, а там, где пролит пот, где отданы талант и жизнь лучших сынов и дочерей земли нашей. Низкий поклон кузнецам и колокольным мастерам Валдая!»

Там же и новый терем Турцентра, вокруг него тоже много интересного!

8. Комсомольский проспект. Вход на станцию метро «Белый дом», рядом щит с гербами городов-побратимов

8.1. Памятный знак «Героям-ополченцам Отечественной войны 1812 года, жителям Валдайского уезда»

Рядом красное здание бывшей Земской управы. Вопрос о новом здании Земской управы, учрежденной в Валдае в 1865 году, обсуждался на внеочередном заседании уездного собрания в мае 1901 года. Дома, предложенные под аренду частными лицами, отклонили, и было принято решение строить новый. Стоимость проекта составляла 15 тысяч рублей. В 1903 году, благодаря активности горожан, особенно стараниям и личному вкладу председателя уездной земской управы Александра Андреевича Попова, здание было возведено и признано красивейшим в Валдае. Изразцовые вставки по межоконным простенкам второго этажа говорят о возродившемся интересе к фасадным изразцам в русской архитектуре начала ХХ века.

После революции в здании размещался Валдайский уисполком, затем — райисполком, а с 1991 года — районная библиотека.

9. Памятный верстовой столб, рядом Знак для фотографирования «Бордюр/поребрик»

10. Троицкий собор, Введенская церковь, Сквер Героев (Станция метро «Город»). Конец маршрута

Главная площадь Валдая — Троицкая, или Базарная. Здесь и на отходящей от площади Посадской улице сосредоточились лучшие в городе магазины и лавки.

С древних времен пятница была основным торговым днем в Валдае, а на Базарной площади стоял храм во имя Параскевы Пятницы. Здесь же проводились ярмарки, самые оживленные — Рождественская и Благовещенская. С 27 по 30 июля (по старому стилю), когда из Иверского монастыря в Валдай приносили чудотворную Иверскую икону Божией Матери, все лавки и магазины запирались, торговля на площади замирала на три главных валдайских праздничных дня, и весь город встречал большой крестный ход, жители устремлялись в храмы, построенные на этой площади.

Троицкий собор, главный храм Валдая, первоначально был деревянным и неоднократно истреблялся огнем. Горел он и во время большого пожара 11 апреля 1693 года.

В следующем году митрополит Новгородский и Великолукский Корнилий благословенной грамотой разрешил строить и освятить каменную церковь во имя Святой Троицы с приделами пророка Божия Илии и святой великомученицы Параскевы. В соответствии с наименованиями приделов собора улицу, проходившую к северу от Троицкого собора, назвали Ильинской, а к югу — Пятницкой, в память о бывшей здесь в XVI веке церкви Параскевы Пятницы.

Дошедший до нас Троицкий храм построен на средства прихожан и освящен в 1744 году, в царствование императрицы Елизаветы Петровны. С 1772 года он стал именоваться собором. Из-за пожаров в XVIII–XIX веках храм неоднократно перестраивался и видоизменялся: в 1802–1803 годах переделаны соборные приделы, в 1837 году разобрана колокольня XVIII века, поскольку в кладке ее стены появилась трещина, и на том же месте построена новая. На нижнем ярусе установили большой колокол — Праздничный, на верхнем — Воскресный, Полиелейный, Будничный и другие средние и малые. Колокольня была хорошо видна отовсюду.

В 1851–1852 годах был изменен интерьер собора: позолочены иконостасы, поновлены росписи, вызолочены серебряные оклады четырех местных икон. 13 мая 1852 года Новгородский митрополит Антоний вновь освятил главный престол собора. На волне борьбы со старообрядчеством в 1853 году были закрашены сделанные еще в XVIII веке художником-старовером Иваном Дубининым росписи. Но едва закончили работу, как случился страшный пожар 1854 года. Удалось, однако, спасти реликвии, которыми особенно дорожили: иконы XVI века Параскевы Пятницы и Николая Чудотворца из древних валдайских храмов, а также царские врата, привезенные в 1654 году белорусскими монахами из Богоявленского Кутеинского монастыря в Иверскую обитель, переданные позднее Троицкому собору, а также редкие книги XVI–XVII веков, попавшие на Валдай благодаря книжным справщикам патриарха Никона. В их числе была и Библия в переводе на французский язык Жана Кальвина.

В 1930-е годы богослужения в Троицком соборе были прекращены, храм закрыли. В 1941 году в нем работал эвакогоспиталь, а в 1942–1943 годах размещался Дом Красной Армии Политуправления Северо-Западного фронта. Возрожден храм в 2001 году.

Введенская церковь на Базарной площади первоначально была теплой деревянной, воздвигнутой с благословения митрополита Новгородского Корнилия по челобитью местных жителей и священников, сетовавших в 1675 году, что «за большою зимностию» люди в церкви не приходят по причине «малоодежности» своей, а теплого храма нет.

Около 1700 года храм сгорел, и на его месте выстроили новую церковь, которая в том же году была освящена настоятелем Иверского монастыря архимандритом Тарасием. В 1762 году усердием прихожан сооружена нынешняя каменная, в 1788 году надстроен второй этаж и устроена церковь во имя Вознесения Господня. Храм закрыт в 1930 году.

Напротив собора, на западной стороне площади были сплошь, как и теперь, магазины и лавки: хлебная и мануфактурная Житковых, железной торговли Бычковых, мануфактурно-галантерейная Закусевых, колониальных товаров и вин Степана Ивановича Терскова, мануфактурная братьев Якуниных, шорная и хлебная Опушкиных, кондитерская Василия Бычкова, лавки Калмыковых, Митрофановых.

За перекрестком с Троицкой (ныне Октябрьской) улицей — то же самое: сплошные фасады купеческих домов. Четыре двухэтажных дома — почти половина квартала — принадлежали купцам Виноградовым, и в них работали магазины шорной, хлебной, мучной торговли. Здание рядом, занимаемое теперь аптекой, винным и продовольственным магазинами, построено личным почетным гражданином Валдая, председателем Валдайского вольного пожарного общества купцом Николаем Васильевичем Якуниным. Угловое двухэтажное здание напротив также принадлежало Якунину, здесь и проводились благотворительные сборы средств на строительство Вольного пожарного общества. От этого дома шла Пятницкая улица, завершающаяся у озера причалом, к которому прежде подходил монастырский катер.

Севернее, вдоль набережной — городской причал в конце мола, далеко вдающегося в озеро. Прежде рядом находилась каменная галерея, где хранилась лодка, подаренная императором Александром II, на которой в мае 1837 года он, еще цесаревич, путешествовал по Валдайскому озеру. Затем в галерее появился катер, подаренный Валдаю им же в 1846 году.

А до того, в память о посещении Валдая царем Петром I, на этом месте была воздвигнута часовня во имя святых апостолов Петра и Павла. Петр I в свой первый валдайский приезд посещал Иверский монастырь, катался на лодке по озеру, стреляя из ружья. С тех пор местные жители приняли за обычай на праздник Петра и Павла устраивать катания по Валдайскому озеру под фейерверк и пальбу.

Знак в Валдае, рядом с которым все фотографируются:


Поделиться
Класснуть




    




  Рейтинг@Mail.ru

Информация о сайте |  Символика |  Приложения |  Архивы |  Гостевая книга |  Мобильная версия
«Группа товарищей™» © 2000-2039 
E-mail редакции сайта: valday.com@gmail.com, редакции газеты «Валдай»: gazeta@valday.com