Сайт города Валдай
Сайт города Валдай

Добро пожаловать! Вы находитесь на информационно-туристическом портале города Валдай Новгородской области.
Основан в 2000 году.

 Мобильная версия


Туристу:


Подписка на газету 

Валдай в Инстаграме Валдай в Фейсбуке Валдай Вконтакте      


 

Новости в рубрике: религия


← позже | Записи 11-20, всего найдено 168 | раньше →

Праздников праздник

  
В ночь с субботы на воскресенье во всех храмах будет звучать приветствие «Христос Воскресе!». В этом году православные празднуют Пасху 8 апреля.

В церковном календаре этот день занимает центральное место. Ему предшествуют 5 подготовительных постных недель, последняя из которых называется «Страстная». В течение семи дней верующие вспоминают последние дни жизни Иисуса Христа. В четверг православные вспоминают Тайную вечерю, на которой Спаситель и установил таинство Евхаристии или причастие. Вечером в четверг читаются 12 глав из четырёх Евангелий, в которых описываются страдания Иисуса Христа перед распятием. В пятницу Страстная неделя достигает своей кульминации. Этот день посвящён вспоминанию крестной смерти Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребения. Поскольку Литургия считается самым торжественным богослужением, она не совершается в этот день в знак глубочайшего траура. В центр храма выносится Плащаница — больших размеров полотнище с вышитым на нём изображением умершего Христа. В субботу, в преддверии праздника священнослужители меняют облачение с чёрного на белое. В ночь на воскресенье во всех церквях служится ночная праздничная служба. В этом году Пасхальный крестный ход из Троицкого собора направится через исторический центр города: по площади Свободы до Музея уездного города, далее спустится по улице Луначарского к озеру, пройдет по набережной и вернётся обратно по улице Гагарина.

Страстная неделя — это время не только сугубой молитвы, но и приятных хлопот по подготовке к празднику. Во время Страстной недели было принято наводить порядок во всём доме, печь куличи, красить яйца. В субботу по традиции праздничные угощения освящают в храме. В Троицком соборе освятить куличи можно будет после Божественной Литургии и начиная с 13.00 до 23.00 через каждый час. В храме во имя св. Петра и Павла — освящение пасхальной снеди начнётся после утреннего богослужения, в селе Яжелбицы в храме во имя св. Александра Невского — в 18.00 и 03.00.

Е. Бойцова
Фото автора


Поделиться
Отправить
Класснуть

Митрополит Лев совершил всенощное бдение в Троицком соборе Валдая

  
17 марта 2018 года митрополит Лев в сослужении духовенства совершил всенощное бдение в Троицком соборе города Валдая.

После богослужения владыка обратился к верующим со словами проповеди, в которой отметил, что на этой неделе мы совершали поклонение Кресту Господню для нашего духовного укрепления. Великий Пост — это период нашего духовного подвига, он заключается, в первую очередь, не в воздержании от еды, а в воздержании от всего худого, что отделяет нас от Бога. «Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!“, войдет в Царство Небесное», — говорит нам Евангелие от Матфея (Мф. 7:21). Мы можем сколь угодно твердить о преданности Богу, но если дела наши будут злы, то мы являемся лжецами и обманщиками, как говорил апостол Павел. Мы начинаем находить различные оправдания, почему не можем прийти в церковь, начать молиться, жить по-христиански. Находим тысячи причин: дел, болезней, виноватых, которые мешают нам совершить духовный подвиг. Но если посмотреть на всё это с христианской точки зрения, то мы должны в первую очередь вынуть бревно из своего глаза и заглянуть внутрь себя, дабы увидеть, что мы тоже очень часто являемся источниками греха. Получается следующая картина: мы не молимся, не постимся, а если и постимся, то делами похвалиться не можем. Владыка подчеркнул, что нам нужно искать причины своих промахов не в ближних, а в себе. Если мы будем поступать так, то и жизнь наша начнёт выстраиваться по-другому.

Митрополит Лев напомнил, что в течение Великого поста мы много раз произносили и ещё следующую неделю будем произносить молитву Ефрема Сирина. Это молитвословие, по слову владыки, является правилом нашего поведения не только на время Великого поста, но и во все дни нашей жизни. Этот великий подвижник излагает наше внутреннее настроение, то, как мы должны поступать, не прибегая ни к каким самооправданиям. Владыка призвал верующих оставшиеся две недели Великого поста и Страстную седмицу обратить внимание на своё сердце и поступки с тем, чтобы пойти навстречу Богу, Который ради нас принял крестную смерть: «Господь сказал: „если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой“ (Лк. 9:23). Мы с вами тоже должны отвергнуться своих прихотей, своих вредных привычек для того, чтобы, подражая святым угодникам Божиим, вместе с Церковью идти на встречу Христу Спасителю».

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Троицкого собора протоиерей Игорь Бойцов, клирик Троицкого собора иерей Василий Корягин, настоятель храма апостолов Петра и Павла Города Валдая протоиерей Игорь Грибов, настоятель храма Святой Троицы села Большое Городно протоиерей Геннадий Степанов и настоятель храма св. князя Александра Невского Александр Стребаков. Богослужение сопровождалось пением мужского хора Новгородского духовного училища под управление регента диакона Андрея Каурова.


Поделиться
Отправить
Класснуть

Духовный обмен: В Валдае состоялась конференция по итогам Рождественских чтений

  
В Иверском монастыре 2 марта 2018 года впервые состоялась совместная конференция Новгородской и Боровичской епархий по итогам XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества».

Мероприятие началось с Литургии Преждеосвящённых Даров в Иверском соборе. На конференцию собрались представители педагогической общественности из состава делегаций Международных Рождественских образовательных чтений 2018 года от Новгородской и Боровичской епархий, педагоги воскресных и общеобразовательных школ этих районов.

Мероприятие открыли председатель Отдела по религиозному образованию и катехизации Новгородской епархии протоиерей Александр Ранне и председатель Отдела по религиозному образованию и катехизации Боровичской епархии протоиерей Иоанн Мороко, председатель комитета по образованию Валдайского муниципального района Алевтина Иванова и заместитель Главы Администрации Валдайского муниципального района Ольга Рудина.

Участники поделились информацией и впечатлениями от пребывания на Международном форуме с представлением видеоматериалов для более детального изучения тематики чтений и ответили на многочисленные вопросы педагогов, касающихся конференции.

Преподаватели Валдайского и Боровчиского районов транслировали опыт преподавания «Основ православной культуры» в образовательных организациях Новгородской области, говоря об успехах и проблемах в освоении курса. Разговор шёл о программно-методическом обеспечении курса ОПК: методах и приёмах его реализации через урочную, внеурочную деятельность и систему дополнительного образования, а также о совместных с Церковью мероприятиях.

Среди проблем преподавания ОПК выделили недостаточность кадрового обеспечения и недостаточную вариативность учебной и методической литературы.

Всего на мероприятии присутствовало 59 участников. Прозвучало 10 докладов на Пленарном заседании и 11 — в рамках работы двух секций (для преподавателей ОПК и воскресных школ; для педагогов общеобразовательных школ).

По завершении конференции участниками было отмечено, что подобный обмен педагогическим и духовным опытом очень полезен для сотрудников обеих епархий. В связи с этим было единодушно принято решение о ежегодном проведении таких встреч.

Е. Бойцова
Фото автора


Поделиться
Отправить
Класснуть

История в лицах: Святитель Тихон Задонский

  
В этом году юбилейных дат у людей, так или иначе связанных с Валдайской землёй, довольно много. Одна из них — 235 лет со дня кончины известного церковного проповедника, религиозного мыслителя и писателя — святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, который родился в 1724 году в селе Короцко.

Готовясь к знаменательной дате — 500-летию первого упоминания названия села в письменном источнике (1495 год), работник Короцкой библиотеки Екатерина Алексеевна Тупицына вплотную занялась историей села, где она родилась, выросла и, начиная с мая 1987 года, по сей день работает библиотекарем. Краеведческий материал, который удалось собрать Екатерине, открыл много нового и интересного о её малой родине.

читать дальше


Поделиться
Отправить
Класснуть

Мировоззрение в красках: лекция искусствоведа Новгородского духовного училища

  
«Вопросы иконопочитания и иконоборчества, остро стоявшие в Византии более тысячи лет назад, также актуальны и для современных христиан», — с этих слов начала свою лекцию искусствовед, преподаватель Новгородского духовного училища Галина Романовна Столова.

Действительно, возникшая ещё у первых христиан традиция изображения Иисуса Христа, святых, важнейших событий Священного писания дошла до нашего времени. Тогда, находясь под гнётом гонений Римских императоров, тайные собрания проходили в катакомбах — искусственных пещерах, где можно встретить первые символические изображения Спасителя в виде рыбы.

Самая древняя икона, дошедшая до наших дней, — Христос Пантократор — относится к середине 6 века. В отличии от современных изображений она написана не яичной темперой, а красками, где связующим веществом является воск. Эта сложная техника, которая называется энкаустика, была широко известна в античном мире. Её главная особенность — фактурность и свечение, исходящее от изображений. По словам Галины Романовны, византийское церковное искусство впитало в себя художественные традиции греческого мира. Фресковая живопись, мозаика, иконы украшали древние храмы. В подтверждении своих слов искусствовед показала фотографию крестильни, сохранившейся в Италии. «Снаружи это обычное каменное здание, но внутри человека, пришедшего принять крещение, ожидал совершенно другой мир», — отметила искусствовед.

С развитием церковной живописи, возникали споры о том, как следует изображать Христа и святых. И если изначально иконы представляли из себя портреты, написанные в соответствии с воспоминаниями, сохранившимся в предании, то к 8 веку начинает складываться традиция менее чувственного и реалистичного изображения. В восточных и южных провинциях империи, где влияние античной культуры было минимально, людей на иконах изображали практически схематично. Подобные изображения мы можем увидеть у современных коптов — египетских христиан.

К сожалению, до наших дней дошло очень небольшое количество образцов раннего христианского искусства. О причинах, из-за которых было уничтожено огромное количество икон, мозаик и фресок, Галина Романовна рассказала во второй части своей лекции.

Иконоборчество (религиозно-политическое движение, возникшее в Византии в VIII — начале IX веков, направленное против почитания икон) имело несколько причин. Тот факт, что именно правители Византии активно поддержали борьбу с иконопочитанием говорит о том, что важнейшие причины — политические. Именно в то время на Восточную Римскую империю начинает свой натиск арабский мир, принявший в 6 веке ислам. Мусульмане упрекали христиан в идолопоклонстве, поэтому желая усилить свои позиции император Лев III начинает иконоборчество. Тем более, что порой почитание икон перерастало в нездоровые формы. К святыням относились как к магическим предметам, изображали их у себя на одежде, что не могло не настораживать священнослужителей.

Иконоборческая ересь, в конце концов осуждённая православной церковью, нанесла большой урон: в течение ста лет с периодами затишья были уничтожены уникальные образчики церковного искусства, сбиты уникальные фрески и мозаики. Преследованию подвергались и люди, сохранившие почитание к святыням: их заточали в тюрьмы, пытали и ссылали на отдалённые рубежи империи. Центрами, где священство активно боролось с ересью, стали монастыри, которые, несмотря на всё давление государственной власти, сохранили иконографическую традицию.

По словам Галины Романовны, важно понимать, что обращаясь к иконе мы поклоняемся не предмету, а образу, изображённому на нём. К сожалению, как и более тысячи лет назад, люди зачастую забывают об этом.

Е. Бойцова
Фото предоставлены Музейным колокольным центром


Поделиться
Отправить
Класснуть

Волшебная ночь перед Крещением

  
В четверг 18 января — Крещенский Сочельник, вслед за которым проходит один из 12 самых главных православных праздников — Крещение Господне. В эти дни церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошёл Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: «Отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!». Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица. Крещение — двунадесятый праздник, который тесно связан с событиями земной жизни Иисуса Христа и Богородицы.

Если взглянем на икону «Крещения», то увидим две центральные фигуры Христа и Иоанна Крестителя, который возлагает правую руку на голову Спасителя. Также в память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходит голубь в лучах света — символ Святого Духа.

Крещение имеет многовековую историю празднования. Упоминания об особом почитании этого дня сохранились ещё с апостольских времён. Интересно, что у первых христиан не существовало Святок, а Рождество — Крещение были единым праздником. Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) эти два события начинают отмечаться отдельно. Но и сейчас в богослужении мы можем наблюдать отголоски единства двух этих праздников. Например, у Крещения и Рождества есть Навечерие или Сочельник со строгим постом и особыми традициями.

В первые века христианства на Богоявление крестили новообращённых, поэтому этот день часто называли Днём Просвещения. Уже тогда была традиция освящать воды в водоёмах.

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который ещё называют «Великой агиасмой». И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. По традиции, крещенскую воду хранят год — до следующего праздника. Пьют её натощак, благоговейно и с молитвой.

Каждый церковный праздник находит своё отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история культуры народа, тем интереснее переплетение народного и церковного. Многие обычаи далеки от истинного христианства и близки к язычеству, но они очень интересны и позволяют лучше узнать и понять народ. Интересно, что на Руси было очень распространено святочное гадание. Поэтому люди готовились к празднику Крещение, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий.

Погружение в прорубь — ещё одна из самых любимых русских традиций, пришедшая к нам из глубины веков. По традиции в Крещенский Сочельник вблизи Иверского монастыря прошло массовое купание. В Валдае очень любят этот праздник и во всех храмах выстраиваются очереди за святой водой. Православные искренне верят, что в ночь на Крещение Господне всё водное естество освящается и становится подобным водам Иордана, в которых был крещён Господь.

Подготовила Е. Бойцова
Фото из архива Т. Шутова


Поделиться
Отправить
Класснуть

Самый светлый праздник

  
Рождество Христово — один из самых главных христианских праздников, который отмечается всегда в один и тот же день — 7 января. В этот день заканчивается Рождественский пост и начинаются Святки — время от Рождества до Крещения Господня.

С древних времён в этот праздник принято собираться вместе с семьёй, друзьями. И, конечно же, на Рождество принято дарить подарки. Этот обычай связан с евангельскими преданиями о дарах волхвов Богу-младенцу: золоте, ладане и смирне. Рождество Христово и Святки — лучшее время для добрых дел. Вера неотделима от дел милосердия, а добрые дела и помощь нуждающимся — это и есть непосредственные проявления любви, без которых вера мертва. Как написал Иосиф Бродский: «В Рождество все немного волхвы». Ближним для нас на самом деле является любой человек, не только наши близкие — семья, родственники, друзья. А ближние — это просто все люди друг для друга, даже враги, как ни странно. Интересно, что в церковнославянском языке слову «ближний» соответствует слово «искренний».

Принято считать, что ёлка — неотъемлемая принадлежность Нового года. Но это не совсем так. Ставить ёлку — рождественский обычай. С глубокой древности у всех народов дерево — символ мира. Считается что вечнозелёная ель, которую принято наряжать на Рождество — это символ рая.

Для воспитанников Воскресной школы «Благовест» — это ещё ожидание Рождественского праздника, в организации которого принимают участие сами дети. Ребята несколько месяцев разучивали стихи и песни, вырезали и клеили ёлочные игрушки, разучивали и репетировали свои роли. Так как в Воскресной школе занимаются дети разных возрастов, то старшая группа активнее всех участвовала в организации праздника на всех стадиях подготовки. Например, на самых взрослых ребят легла обязанность по украшению храма к празднику.

По традиции Рождественский утренник в Троицком соборе прошёл 8 января по окончании детской литургии. Особенность этого богослужения в том, что все молитвы поёт не профессиональный хор, а сами воспитанники Воскресной школы. Регентует ребятам священник Василий Корягин, который преподаёт в школе «Церковное пение». Рождество — это в первую очередь церковный праздник, а не просто красивая традиция, поэтому очень важно для православных присутствие на молитве.

На утренник вместе с детьми пришли их родители, бабушки и дедушки — самые благодарные зрители. Театральные зарисовки, рождественские колядки, стихи, хороводы и игры — праздник удался на славу. Ребята вместе со взрослыми повеселились от души. По окончании утренника дети получили подарки.

Но на этом сюрпризы не закончились. Ребят ждала фотосессия у Рождественского вертепа (древнерусское слово, обозначающее пещеру), выполненного самими воспитанниками Воскресной школы из солёного теста. Согласно Священному Писанию, Сын Божий — младенец Иисус Христос — родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф. Рождественский вертеп — модель Вифлеемской пещеры с куколками внутри. Ещё это можно назвать рождественским театром кукол. Его также сравнивают с рождественской домашней литургией для детей: воспоминание о рождении Христа, проведённое через куколок, через маленький театр. В Россию традиция устанавливать Рождественские вертепы пришла из Европы.

Рождество по-настоящему детский праздник, потому что взрослых, умудрённых опытом людей, трудно удивить. А радостные лица ребятишек, верящих в чудо, делает этот мир добрее.

Е. Бойцова
Фото автора


Поделиться
Отправить
Класснуть

Заседание клуба православной культуры и истории «Истоки»: Византийский вопрос

  
Исторический процесс можно рассмотреть, как угасание одних империй и возвышение новых. На обломках цивилизаций прошлого вырастают новые государства со своими устремлениями и амбициями. Так и Киевская Русь, возникшая, как гласит летопись временных лет в 862 году, впитала в себя наследие окружающих её более древних соседей. Одним из таких государств, через которое к нам пришло христианство, стала Византия. Именно о нём пошла речь на последнем в 2017 году заседании клуба православной культуры и истории «Истоки».

Основной докладчик, благочинный Валдайского округа протоиерей Игорь Бойцов начал с истории наименования этого государства. Византийцы считали себя римлянами, а своё государство называли Ромейской империей. Название «Византийская» Восточная Римская империя получила в трудах западноевропейских историков уже после своего падения. Оно происходит от первоначального названия Константинополя — Византий. Именно сюда римский император Константин I перенёс в 330 году столицу Римской империи. В славянских летописях этот город звучит как «Царьград». После завоевания османами он стал называться Стамбул и сейчас это столица Турции.

До сих пор идут споры почему же это сильное государство, просуществовавшее тысячу лет, пришло к своему упадку и, как следствие, было захвачено более молодыми народами. В своём докладе отец Игорь рассмотрел несколько версий. Одна из них — чрезмерная роскошь и изобилие империи, где люди уже не хотели идти нести военную службу, предпочитая иметь дело с наёмниками. Например, собираясь выдать за князя Владимира свою дочь Анну, император Василий рассматривал славян именно как военную помощь, которая так была необходима империи. Также священник привёл актуальную цитату римского политического деятеля и писателя Цицерона, в которой он предупреждал об опасности чрезмерной роскоши. «Городу, в котором рыба стоит дороже упряжного вола, помочь уже ничем нельзя», — писал древний философ, умерший в 43 году до нашей эры.

Также на обсуждение отец Игорь вынес мысль о том, что христианство противоречит самим принципам империи, как образовании, основанном на насилии. В подтверждение своих слов священник упомянул, что римские императоры не случайно на протяжении трёхсот лет гнали христиан, подвергая их физическому уничтожению. Ведь идеи милосердия, равенства всех людей перед Богом приходили в прямой конфликт с государством, где основной рабочей силой были рабы.

Возвращаясь к теме Византии и христианства, стоит отметить, что как раз Константин Великий, первый император, предавший этой религии статус государственной. Именно Константинополь стал центром восточного христианства, или как мы привыкли называть — православия. Отец Игорь подробно рассказал о монашеских традициях, ересях и других важнейших вехах истории православия. За долгое время своего существования Византия подарила миру великолепные образчики искусства: древние иконы, техники мозаики, доведённые до совершенства, храмовые традиции, соединившие в себя эллинскую и европейскую культуры. Наследницей всего этого духовного богатства стала Киевская Русь, впитав через христианизацию знания, накопленные человечеством за многие века.

Е. Бойцова


Поделиться
Отправить
Класснуть

С 6 на 7 января наступает важнейший для христианской культуры праздник — Рождество Христово

  
Рассказываем о значении, истории Рождества, о том, почему неверно называть отмечаемый в ночь на 7 января праздник православным, а также о традициях празднования.

История праздника

В этот день верующие отмечают рождение Младенца Иисуса от Пресвятой Девы Марии. Согласно христианскому вероучению, Сын Божий родился в Вифлееме. Именно сюда пришли Дева Мария и ее супруг Иосиф для участия в переписи населения, которую проводил царь Иудеи — Ирод Великий. Все гостиницы Вифлеема были заняты, поэтому Святое Семейство вынуждено было остановиться для ночлега в пещере, загоне для скота. Здесь и родился Младенец Иисус, колыбелью ему стали ясли. Как поется в эти праздничные дни в храмах, ясли стали «вместилищем невместимого Бога». Рождение Мессии в Вифлееме было предсказано пророком Михеем более чем за семь веков до самого события. Рождение Иисуса описано двумя евангелистами — апостолами Матфеем и Лукой.

Мнения историков о точной дате Рождества Христова разнятся.

В современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 г. до н.э. до 7 г. н.э., когда проводилась единственная известная перепись населения в описываемый период.

Ни один историк этого периода в своих трудах не упоминал факт рождения Иисуса. Богословы объясняют это надмирностью рождения Христа, отмечая, что оно превосходило историческую событийность.

Значение Рождества

Праздник Рождества, по учению церкви, символизирует примирение человека с Богом. Рождество предвозвещает искупительный подвиг Христа и обновление человеческой природы.

Почему не вполне верно называть Рождество православным?

Нередко можно услышать, что Рождество, отмечаемое 7 января, называют православным, а празднуемое на 13 дней раньше, 25 января, — католическим. Однако это не вполне верно. Дело в том, что в ночь на 7 января Рождество отмечают четыре из 15 православных церквей — Русская, Грузинская, Иерусалимская и Сербская. Кроме них в этот день Рождество празднуют афонские монастыри, живущие по юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (например, Украинская греко-католическая церковь) и часть протестантов.

В то же время некоторые православные отмечают Рождество в ночь на 25 декабря, как и католики. Это прихожане 11 из 15 поместных православных церквей мира, которые придерживаются новоюлианского календаря, совпадающего с григорианским. Вместе с ними праздник встречают протестанты, живущие по григорианскому календарю.

Разные даты Рождества (25 декабря или 7 января) объясняются только разными системами летоисчисления (григорианский и юлианский календари). О разнице календарей мы рассказывали в материале о Рождестве по григорианскому календарю.

История празднования в России

В 1920-х годах в Советском Союзе религиозные праздники искоренялись. В 1935 году произошел перелом в госполитике и рождественские традиции были восстановлены как часть светского празднования Нового года (1 января), хотя и с некоторыми правками. Подарки, посещения Деда Мороза стали частью новогодних традиций и утратили первоначально рождественские ассоциации. А на новогодней елке в 1937 году, которая состоялась в Москве в Колонном зале Дома союзов, вместо золотой Вифлеемской звезды появилась красная. С тех пор «рождественская елка» воспринимается как «новогодняя».

На государственном уровне празднование Рождества вернули в 1991 году, тогда 7 января было объявлено выходным днем. Сейчас Рождество является частью общих выходных, которые начинаются с Нового года.

Как принято праздновать

Перед Рождеством верующие соблюдают строгий сорокадневный пост, он продолжается шесть недель, с 28 ноября по 6 января включительно. В день накануне праздника (сочельник) принято готовить традиционное блюдо из вареной пшеницы или риса с медом — сочиво. По традиции верующие воздерживаются от другой пищи вплоть до наступления Рождества.

Празднование самого Рождества совершается в ночь на 7 января — ровно в полночь в храмах начинается торжественное богослужение.

Возле храмов устанавливаются вертепы с фигурками Святого Семейства, трех волхвов, ангелов, животных. После торжественного богослужения верующие собираются за рождественским столом. В современной России традиция дарить друг другу подарки больше относится к Новому году, однако в последние годы некоторые поздравляют близких и с Рождеством.

Период с 7 января до Крещенского сочельника (18 января) называется Святки. В это время принято ходить в гости и помогать нуждающимся. К этому же периоду относится традиция колядок — песен, прославляющих Христа и Рождество, с которыми раньше обходили дворы, желая добра и радости, собирая подарки в виде угощений. Этот обычай появился после Крещения Руси в ходе адаптации христианской культурой языческих обычаев.

Праздничный стол

По традиции на рождественский стол ставятся 12 постных блюд — по числу апостолов. Каждый из присутствующих за столом должен съесть хотя бы одну ложку сочива для здоровой и благополучной жизни.

После богослужения верующие обычно разговляются мясными и рыбными блюдами. Украшением рождественского стола является мясо птицы. Курицу подавали холодной, гуся или утку — горячими.

На Рождество в каждом доме также выпекали пироги, пряники, колядки (изделия из ржаного пресного теста с разной начинкой), которыми угощали тех, кто приходил колядовать.


Поделиться
Отправить
Класснуть

Духовный ларец: Под покровом Пресвятой Богородицы

  
День праздника Покрова Пресвятой Богородицы является в народной традиции чертой между осенью и зимою. «До Покрова — осень, за Покровом — зима идёт!» — говорят на Руси: «Покров — первое зазимье; Покров землю покроет — где листом, а где и снежком».

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы берёт своё начало из Византии и является напоминанием об одном явлении, произошедшем в 10 веке. Это было в Влахернском храме в Константинополе, где хранились головной убор (собственно покров), риза и часть пояса Богоматери. В тот период частых войн и завоевательных походов город был осаждён варварами, и жители, ища защиты и покровительства, собирались в святилище и возносили молитвы Спасителю и Царице Небесной. И вот в воскресный день, во время всенощной святой Андрей, поднявший глаза вверх, увидел Пресвятую Богородицу. Она, окружённая ярким заревом, Ангелами, сонмом святых, среди которых были апостол Иоанн Богослов и Креститель Господень Иоанн, шла по воздуху.

Затем Пресвятая Дева сняла с головы своей покрывало, которое заблистало «паче лучей солнечных» и распростёрла его надо всеми молящимися людьми в храме. В ту минуту покров стал невидимым, а христиане ощутили благодать, утешение и заступничество — враги отступили, город был спасён.

Представление народа о происхождении праздника Покрова Божией Матери сильно разнится с версией Православной церкви. Народная легенда говорит о странствующей Богородице, которой было отказано в ночлеге в одном из поселений. За это пророк Илья разгневался на местных жителей и послал на них сильный дождь, град, гром и молнии. Сжалившись, Божия Матерь раскрыла свой омофор (покров) над людьми и уберегла их от стихии. Как говорит поверье, после этого местные жители стали добросердечными и гостеприимными.

Как не удивительно, но этот праздник практически не известен в Греции, на территории которой и располагалась Византия. Но именно в России он получил народную любовь. Это можно связать с особой любовью к Богородице, которую всегда почитали в русских землях. А образ Божьей матери с распростёртым на людей покровом стал помощником во время невзгод.

С другой стороны, праздник приходится на середину октября, когда урожай уже собран и можно отдыхать, развлекаться и праздновать. Именно поэтому в старину на Покров сватались и женились. Девушки молились, чтобы скорее выйти замуж. Они ставили свечки в церквях перед иконой Богородицы и старались провести этот день весело, веря, что «если Покров весело проведёшь, дружка милого найдёшь». Фата издавна считалась важной свадебной принадлежностью. Если юноша набрасывал на голову девушке покрывало, она беспрекословно становилась его женой. В старину невесту вели под венец полностью закутанную фатой, которая ассоциируется с покровом Пресвятой Богородицы и её заступничеством в браке.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы в народе очень уважают, с ним связано большое количество примет, заговоров и гаданий. Для живущих в городах эти приметы могут выглядеть устаревшими, но в сёлах до сих пор к ним прислушиваются. Покров как раз приходится между осенью и зимой, поэтому неудивительно, что большинство примет объясняют какова будет зима, когда она начнётся, сколько выпадет снега. Так что проверим завтра народную примету, которая гласит: «Какова погода на Покров, такова и зима будет».

Е. Бойцова
Фото автора


Поделиться
Отправить
Класснуть

комментировать

Новости в рубрике: религия


← позже | Записи 11-20, всего найдено 168 | раньше →


    



Последние новости

22.01.2019   #10yearschallenge

18.01.2019   Событие недели: Как на святочных гуляньях

18.01.2019   А большего и не надо

18.01.2019   «Бесплатным был, есть и будет»

17.01.2019   ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» Валдайское ЛПУМГ оштрафовано на 100000 рублей за забор воды без принятия мер по предотвращению попадания рыб и других водных биоресурсов в водозаборное сооружение

17.01.2019   Анонс событий с 18 по 27 января

17.01.2019   В Валдае по материалам прокурорской проверки в отношении местного жителя возбуждено уголовное дело за неуплату средств на содержание малолетнего ребенка

17.01.2019   Расписание киносеансов в ККЗ «Мечта» с 17 по 23 января

16.01.2019   Объявление

16.01.2019   Расписание автобуса в Иверский монастырь на 19 января

16.01.2019   Уважаемые друзья, приглашаем Вас на праздник «Татьянин день», который будет проходить в ресторане «Тропикана»!

16.01.2019   За мошенничество преступник осужден к лишению свободы

14.01.2019   В Валдае местная жительница осуждена за фиктивную регистрацию иностранцев

12.01.2019   «В Рождество все немного волхвы»

12.01.2019   Слово редактору: Только вперёд!

12.01.2019   Спешите на лыжный марафон!

12.01.2019   С первенцем нас!

12.01.2019   Дети войны: Судьбы, опалённые войной

12.01.2019   Нашла КЛюЧ!

12.01.2019   «Дети войны» собираются вместе


Последние публичные фотографии






Последние комментарии к фотографиям


  




  Рейтинг@Mail.ru

Информация о сайте |  Символика |  Приложения |  Архивы |  Гостевая книга
«Группа товарищей™» © 2000-2039 
E-mail редакции сайта: valday.com@gmail.com, редакции газеты «Валдай»: gazeta@valday.com